Ага, вот опубликовано сегодня в Российской Газете (http://www.rg.ru/2014/04/29/rosaviacia-site-anons.html Примечание: РГ - официальный печатный орган Правительства Российской Федерации): Авиакомпаниям рекомендуют не пользоваться GPS, пролетая над Украиной Росавиация рекомендует авиакомпаниям, пролетая над Украиной, не использовать аналоговые приборы навигации, в частности спутниковые. Ведомство получило от одной из российских авиакомпаний информацию, что во время полета над Украиной у них отказал основной и дублирующий прибор навигации GPS. При этом после того, как самолет вышел из воздушного пространства Украины, работа приборов восстановилась. Пока точную причину, почему произошел отказ системы, в Росавиации назвать не могут. И просят российских перевозчиков сообщать о всех случаях сбоев в работе навигации над территорией Украины. В Южной Корее из-за помех в 2011 году отказывали навигационные приемники в самолетах. Тогда Международная организация гражданской авиации (ИКАО) рассмотрела этот прецедент и выпустила информационное письмо с анализом подобной проблемы. Весной того года сигналы, создающие помехи для работы GPS, передавались из пункта на территории КНДР и оказали воздействие на приемники GPS более чем тысячи бортов авиакомпаний из 16 государств. Авиационных происшествий удалось избежать, но несколько самолетов уходили на второй круг из-за предупреждающего сигнала GPWS (система раннего предупреждения столкновения с землей). По данным ИКАО, пропадание сигнала GPS и предупреждающие сигналы GPWS повышают нагрузку пилота, вынуждая его сверяться с другими аэронавигационными системами, а также повышают психологическую нагрузку на экипаж. Кроме того, уход на второй круг увеличивает полетное время, приводя к увеличению затрат, расхода топлива и вызывая тревогу среди пассажиров на борту, а так как "заход на посадку является критическим этапом полета, блокировка сигналов GPS может потенциально способствовать авиационному происшествию при выполнении подхода и посадки". "С учетом возрастающей зависимости аэронавигации от GPS... последствия создаваемых помех будут, по всей вероятности, становиться все более значительными", - говорилось в письме ИКАО в 2012 году.
Помнится в Южной Осетии наши захватили пару джипов с оборудованием и американцы очень настаивали на их возвращении. ЕМНИП как раз упоминалось оборудование для глушения.
2 Александр Яковченко, оттуда же Члены — они такие. P.S. Либо, что вероятнее, журналисты опять всё переврали.
Пока эксперты разбираются, попробуем посмотреть сами. Судя по данным в статье, речь идёт о рейсе SU2135 (AFL2135), который 24 апреля совершил рейс Стамбул-Москва (22:55-23:05 UTC). Нас интересует участок Днепропетровск - Харьков - Белгород. В Украине достаточно много перманентных станций, поэтому можно легко посмотреть, что делалось в это время с сигналами. Возьмём данные станции KHAR (г.Харьков) за 24 апреля и посмотрим на результаты решения: Как видим, никаких аномалий нет. Тогда что? Индустриальная помеха? На всём участке полёта Днепропетровск-Белгород? И она действовала только на этот самолёт? А что, у спутников GPS или наземных станций игольчатая диаграмма направленности, которая может следить за конкретным самолётом на таком протяжённом участке полёта и ставить помехи исключительно ему? Или самолёт сопровождал другой стелс-самолёт и ставил помеху? Могу предложить ещё одну версию: на борту находился камикадзе, и в его багаже была глушилка сигналов GPS . Так что "не читайте до обеда советских газет".
Уважаемый Александр! Большая просьба — выложите RINEX. А то у меня нет сейчас доступа к этому конкретному ftp. З.Ы. Приблизительно то же самое делал, когда по данным нашего СДКМ выходило: З.Ы.Ы. У французов уже скачал RINEX
Берите любой Вам интерестный, архив открытых станций Главной астрономической обсерватории Украины - ftp://ftp.mao.kiev.ua/pub/gnss/data/CRINEX_30s/. P.S.Неделю назад коллеги выполняли измерения в районе Донецка. Проблем не замечено.
Единственный вопрос вызывает тот факт что пропадание сигнала в это время наблюдалось на одном самолете. Трафик там плотный и заградительную помеху конечно должны были наблюдать на других бортах. В статье приводится пример с Северной Кореей, там проблемы наблюдались у многих самолетов. Что касается обработки данных с базовых станций (и прочих наземных приемников) - это слабый аргумент, его можно объяснить отсутствием прямой видимости между помехой на уровне земли и антенной базовой станции.
tornado, похоже, редактор неправильно вставляет ссылки (мою ссылку выше тоже исковеркал). Правильный путь (не нажимайте на ссылку, скопируйте в строку браузера): ftp://mao.kiev.ua/pub/gnss/data/CRINEX_30s А был ли мальчик?
Оффтоп (Move your mouse to the spoiler area to reveal the content) Ага, вначале добавляет http:// А в строке адреса http:// не отображается и создаётся иллюзия правильно набранного адреса. --- Сообщения объединены, 30 апр 2014, Оригинальное время сообщения: 30 апр 2014 --- Зато доказывает, что помеха не в сигнале со спутников, в чем пытаются нас убедить некоторые "специалисты".
Оффтоп (Move your mouse to the spoiler area to reveal the content) Возможно ли загрубление сигнала GPS. Конечно-с. Представляю вашему вниманию компактный прибор для загрубления (глушения) сигнала GPS. Особенно актуально для борьбы со злостными конкурентами в сфере геодезии, ставите свою машину в 10 метрах от штатива с GPS конкурентов, включаете глушилку и бесконечно наблюдаете танцы с бубном, безудержную ненормативную лексику, звонки по телефону ... Рекомендуется включать и выключать через 2-3 минуты, для достижения максимального эффекта. Не сочтите за рекламу...
Ха, 10 метров. На первой странице давал ссылку на статью из GPS World где описано тестирование 18 аналогичных фитюлек. И ещё одна забавная цитата:
Как будь то никто не слышал и не видел передающие антенны направленного действия. Зная маршрут движения судна выполнить "шторку" для воздушного судна (далее ВС), дело технически не сложное. А если совместить с моторизированной системой слежения (как на некоторых телескопах), то все это делается в автоматическом режиме. Имея несколько таких установок по стране можно запросто "ослеплять" и "оглушать" определенные ВС или определенные сектора, чего уж говорить о сигналах GPS. При этом другие ВС и наземные станции никаких помех испытывать не будут. Подобные системы есть и на вооружении России Наземный комплекс исполнительной радиотехнической разведки (ИРТР) 1Л222 "Автобаза" Так например и ловят американские беспилотники, накрывая их подобными "шапками". --- Сообщения объединены, 2 май 2014, Оригинальное время сообщения: 2 май 2014 --- А при желании можно не глушить, а моделировать сигнал GPS таким образом, что бы увести ВС в нужном направлении, вещая ему "нужные" координаты. Я к стати видел подобную установку модуляции GPS сигнала на Ebay.
Тут подробнее. Новая техника РЭБ белорусской армии Российские комплексы радио-электронной борьбы (РЭБ) только таких систем 18 типов уже испытанно, в том числе и хибины