Добро пожаловать!

Войдите или зарегистрируйтесь сейчас!

Войти

Высокоточные геодезические сети на ж/д

Тема в разделе "Геодезия как наука", создана пользователем AlexeyO, 12 сен 2013.

  1. ЮС

    Форумчанин

    Регистрация:
    28 фев 2010
    Сообщения:
    4.564
    Симпатии:
    5.066
    Становые винты идут со штативами, да и выточить их на токарном станке не проблема.
    А с вандализмом лучше не бороться. Чем проще и чем открытее для любопытных, тем сохраннее. Это мы тоже давно проходили.
    Делали разные замки с секретами на оголовки пунктов и на репера. Потом или сами ключи теряли, или замки настолько ржавели, что их не удавалось открыть. Благо, если кто-нибудь из любознательных уже взломал защиту, тогда пунктом можно пользоваться. А бывало и так, что пытались, но взломать не смогли. Тут уж и ключи не помогут. Надо бросать работу и идти за бензорезом.
    А так стоит труба, на ней стальной блин с отверстием. Всем с одного взгляда всё понятно и не вызывает никакого любопытства.
    Чем проще, тем лучше! Это из собственного опыта говорю.
     
    #41
  2. stout

    Форумчанин

    Регистрация:
    5 янв 2008
    Сообщения:
    4.172
    Симпатии:
    11.936
    Адрес:
    Златоглавая и Белокаменная
    Формулы предназначены для перехода {X,Y,Z}→{(a,f),B,L,H}, а не "для пересчета в пределах одного эллипсоида". Система координат одна, а вот эллипсоид вращения, определяемый большой полуосью и сжатием (a,f) и оси которого совпадают с осями системы — любой.
    Действительно, "чего думать, трясти надо!" Не знаю как вас, но меня жизнь не раз убеждала в справедливости поговорки: "Нет ничего постояннее временных решений". Уверен, что большинство геодезистов, имеющих классическое геодезическое образование, вначале просто офанаревают от пикетажа на ЖД и от того, что расстояния между километровыми столбами не обязательно равны одному километру.
    З.Ы. Я вот ни разу не железнодорожник, открываю русскую Википедию и читаю В особых случаях один километр пути может вмещать число пикетов, отличное от 10. Хочу вас спросить, это правда, что между километровыми столбами обычно 10 пикетов через 100 метров?
     
    #42
    sherkhan и X-Y-H нравится это.
  3. Родичкин

    Форумчанин

    Регистрация:
    7 июл 2010
    Сообщения:
    2.056
    Симпатии:
    2.113
    На речке (речных атласах) ещё круче. Километровые столбы на своих местах, как стояли, так и стоят. А русло и судовой ход уже давно в другом месте...

    На тему железки свои пять копеек: http://www.findpatent.ru/patent/228/2287187.html
    Кстати искажений совсем нет в пространственной геоцентрической .. А дальше лепи в любую проекцию и координатную систему. Да и по железу на железке уже почти всё созрело. ...
     
    #43
  4. AlexeyO

    Форумчанин

    Регистрация:
    11 сен 2013
    Сообщения:
    33
    Симпатии:
    1
    А в пункте 4 представленного документа формулы (4-19) предлагают использовать для перехода с одного эллипсоида на другой
     
    #44
  5. stout

    Форумчанин

    Регистрация:
    5 янв 2008
    Сообщения:
    4.172
    Симпатии:
    11.936
    Адрес:
    Златоглавая и Белокаменная
    Да, именно так. И это верное предложение. Ещё раз. В основе современных методов построения отсчётных основ лежит трехмерная декартова система. А какой эллипсоид вы "натяните" на оси этой СК принципиальной роли не играет. Т.к. оси этих эллипсоидов совпадают, то это позволяет делать ка прямой переход по схеме:{(a,f),B,L,H}→{X,Y,Z}→{(a1,f1),B1,L,H1}, так и обратный.
     
    #45
    tornado нравится это.
  6. AlexeyO

    Форумчанин

    Регистрация:
    11 сен 2013
    Сообщения:
    33
    Симпатии:
    1
    Буду думать...., но моя геодезическая интуиция мне подсказывает, что Вы не правы.
    Получали мы точки на поверхности одного эллипсоида. Затем сместили центр координат на определенную величину.(пункт 3).
    Потом по пункту 4 стали преобразовывать из X,Y,Z в B,L,H при этом опять совместили центры координат ITRF2008 с УРСК.
    Эллипсоиды совместили по осям и в формулы, как я понимаю, подставили параметры эллипсоида Красовского.
    Вопрос: Как точки перепрыгнули с поверхности одного эллипсоида на другой? Зачем центр координат смещали сначала в одну,
    а затем в другую сторону? Может хотели сказать одно. а описали технологию преобразований по-другому? Может я что-то не понимаю?
    Буду думать....!
     
    #46
  7. ВЯЗ

    Форумчанин

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    821
    Симпатии:
    687
    Адрес:
    Любимый Иркутск - середина земли.
    Извиняюсь, поддержал обсуждение, а сам в стороне. Нахожусь в командировке, не имею достаточно времени, чтобы участвовать в форуме. Слежу за обсуждением в половину глаза. Как только появится возможность - отвечу.
     
    #47
  8. stout

    Форумчанин

    Регистрация:
    5 янв 2008
    Сообщения:
    4.172
    Симпатии:
    11.936
    Адрес:
    Златоглавая и Белокаменная
    Уважаемый Вячеслав Трофимович, очень надеюсь на ваше взвешенное и компетентное мнение в этом вопросе.
     
    #48
  9. ВЯЗ

    Форумчанин

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    821
    Симпатии:
    687
    Адрес:
    Любимый Иркутск - середина земли.
    Попробую по частям.

    1. Высокоточные геодезические сети на ж.д. Что это, в сущности, такое?
    Правильнее говорить о высокоточной координатной системе(ВКС) – комплексе инженерно-геодезических сетей(ИГС) железнодорожного назначения. Подчеркиваю, это не подвид ГГС, а ИГС специального назначения. Очевидно, что особенностью этих сетей является их линейно вытянутая форма и точность. О точности - чуть позднее. Объединение ИГС для отдельных ж.-д. линий и дорог в комплекс, называемый ВКС ОАО «РЖД», в перспективе способно образовать гиперсеть и породить множество вопросов, над которыми еще предстоит серьезно задуматься.
    ВКС, на мой взгляд не совсем удачное определение, подобное столь же неудачным ВГС и СГС-1 в составе ГГС, или специальной реперной системе(СРС) железных дорог бывшего МПС РФ. Видимо, более уместно говорить о системе топографо-геодезического обеспечения железных дорог, или геодезической основе строительства и эксплуатации ж.д.
    --- Сообщения объединены, 22 сен 2013, Оригинальное время сообщения: 22 сен 2013 ---
    Несколько слов о точности СРС и ВКС. На мой взгляд, нагляднее всего дать следующее сравнение. Рабочую сеть СРС(РГС) по точности планового положения можно сравнить с полигонометрией 1разряда. Главные пункты ОГС СРС - с триангуляцией 3-го класса (сеть сгущения «старой» ГГС). Промежуточные пункты ОГС СРС – с полигонометрией 4-го класса. Высотное положение всех пунктов надобно определять нивелированием III-го класса.
    У ВКС рабочей сети нет, но есть сеть станций «дифференциальной подсистемы ГНСС» с характерным шагом 50км. Ее уверенно можно сравнивать с СГС-1. Опорная сеть, заполняющая пространство между базовыми станциями – это те же главные и промежуточные пункты СРС и с той же точностью планового и высотного положения. Правда, главные пункты ВКС должны располагаться вдвое чаще таких же пунктов у СРС – с шагом 4-5км, вместо 8-10км.
    Честно говоря, не такие уж и «высокоточные» эти сети. И «точней видали». Но для железнодорожников – это уже «гиперпрецизионика». Очевидно, что и ОГС и РГС могут служить в качестве опорных для сетей сгущения чуть меньшей точности и для создания съемочного обоснования.
    Исходя из этого, я не поддерживаю разговоров о неустойчивости положения пунктов СРС/ВКС, супер-центрах, почти геодинамического назначения. Для своих точностей устойчивость вполне достаточна. Вместе с тем не могу согласиться с методикой оценки устойчивости пунктов СРС, продемонстрированной в упомянутой здесь в виде ссылки, диссертации г-на Жидова. Он применил хитрый прием – говорил о пунктах СРС, а оценивал смещение ряда специальных знаков - знаков закрепления основных точек ж.д кривых
     
    #49
  10. ВЯЗ

    Форумчанин

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    821
    Симпатии:
    687
    Адрес:
    Любимый Иркутск - середина земли.
    2. Исходные предпосылки и на что направлены ВКС.
    Среди причин, порождающих появление ВКС, я бы выделил две наиболее существенные. Первая – это возвращение к идеям развития скоростного и высокоскоростного движения, требующим по-новому решать задачи проектирования и содержания пути. Вторая – существенный прогресс координатных методов (координатной технологии) топографо-геодезических работ. Применительно к решению задач оптимизации плана ж.-д. пути координатное описание позволяет выполнить не только оптимизацию геометрии, но и положения пути относительно приближенных объектов. Такое решение существенно более эффективно по сравнению с хордо-стреловой технологией, которая лежит в основе работы выправочных машин. Объединение потенциала координатной и хордо-стреловой технологий способно существенно улучшить качество содержания пути за счет автоматического управления выправочными машинами, реализующими координатный проект, легко контролируемый от пунктов геодезической основы. Вместе с тем координатная технология может использоваться не только для управления ж.-д. техникой, но и для управления работой различных строительных машин(скреперов, бульдозеров, траншейных машин и т.п.) т.е. в строительстве и реконструкции земляного полотна и инженерных сооружений, а также при снятии/отсыпке балластной призмы.
    Предшественником ВКС являются специальные реперные системы - СРС(1998г., определённая попытка копировать зарубежный опыт, даже в аббревиатуре, похожей на specialreferencesystems), призванные служить геодезической основой капитальных ремонтов железных дорог 1 и 2 классов. А сама координатная технология неявно была зарегулирована в ЦПТ-53(2003г.) в виде необходимого для проекта каталога координат оси пути и приближенных строений, а также в виде проектов плана и профиля ремонтируемого пути относительно пунктов РГС СРС. Более конкретное указание на применение координатной технологии и СРС при изысканиях и проектировании реконструкции (модернизации – помните такую модную «фенечку» а нашей стране?) ж.д. пути появилось в ОАО «РЖД» в 2009г. в виде «Положения…», а в 2012г. в виде «Техусловий на работы по реконструкции (модернизации) и капитальному ремонту ж.д. пути». Т.е. теперь уже нет ограничения классности ж.д. линий, где создается СРС/ВКС. Точная геодезическая основа должна создаваться на любых ж.-д. линиях, где проектируется реконструкция, модернизация и капитальные ремонты ж.д. пути. Есть тут одно «НО», но оно, скорее всего, и без меня будет отмечено.
    В сущности, СРС имела основной идеей формирование «жестких» створов поперек земляного полотна, приуроченных к опорам контактной сети, в которых парами, с двух сторон от главных путей, закреплены «рабочие реперы». Простейшими линейными промерами внутри створа можно контролировать положение рельсовых нитей в плане и по высоте. Очень похожая идея лежит в основе контроля положения пути внутри тоннелей. Тем не менее, эта идея, работающая за рубежом, не сработала и не оправдала себя в нашей стране. В силу ряда причин…О некоторых из них уже сказано в данной теме. О других, видимо, добавят участники дискуссии.
    Дальнейшим развитием концепции реперных систем явилась концепция ВКС, которая не имеет рабочей сети, состоит из каркасной сети, образованной сетью базовых станций ДГНСС, и опорной геодезической сети, заполняющей пространство между БС. Однако теперь, ВКС изначально направлена на реализацию координатной технологии съемки, проектирования и содержания пути в проектном положении при эксплуатации. Вместе с тем ВКС является базовым элементом комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ). Это отдельная песня. Воспеть ее оставляю возможность другим. А покуражиться над ней даже и не приглашаю. У нас это само собой запросто получается.
     
    #50
  11. VDM

    VDM
    Форумчанин

    Регистрация:
    15 окт 2012
    Сообщения:
    300
    Симпатии:
    230
    Немного эксклюзива от австрийской фирмы по производству железнодорожной техники Plasser & Theurer:
    EM-SAT 120 машина для съемки геометрии пути.
    http://www.plassertheurer.com/en/machines-systems/measuring-work-em-sat-120.html
    статья http://www.plassertheurer.com/pdf/publications/rtr_0402.pdf
    На борту 2 тахеометра для привязки к реперной сети, мини-вагончик с лазерным излучателем, приемник лазерного луча.
    А нашим путейцам сложно створ промерить...
    Да, может кто опознает агрегаты, которые на обочине на штативах стоят?
     
    #51
  12. ВЯЗ

    Форумчанин

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    821
    Симпатии:
    687
    Адрес:
    Любимый Иркутск - середина земли.
    3. Особенности систем координат для сетей железнодорожного назначения.
    Поскольку СРС и ВКС являются неотъемлемой частью координатной технологии съемки, проектирования и содержания пути в проектном положении при эксплуатации, то особую значимость приобретают вопросы выбора и правильного учета метрики используемой системы координат. Очевидно, что вопрос выбора СК для геодезических сетей железнодорожного назначения, ограничивается теми же мудрыми, технически обоснованными и предельно актуальными требованиями, что и всякая УСК. Эту мудрость и «туда нельзя» преодолеть надо ж, а через «сюда нельзя» осторожно перелезть, дабы не нарушить чего. Вот и появляются разные ПМСК, как две капли перцовки похожие на ПМСК г.Москвы, УРСК и МЖСК, внешне похожие на ГСК, но не «грифованные».
    Важно заметить, что изящное предложение проф.Коугия по установлению УСК ж.-д. линии совершенно не во времени. Оно годится только для применения традиционных геодезических средств. При использовании геодезических приемников сигналов ГНСС нужна СК, которая более удобна для типовой настройки в программах обработки ГНСС-данных и однозначно связана с общеземной системой координат(читай WGS-84). Опыт работы с СК Коугия на СРС Октябрьской ж.д. оказался печальным. Вся СРС переопределена в МЖСК Октябрьской ж.д.

    Теперь о метрических особенностях СК железнодорожных геодезических сетей. В двух словах можно сказать, что здесь требуется корректный учет редукций за переход с физической поверхности на плоскость используемой картографической проекции при создании сети и обратный переход при использовании такой СК для координатных решений на физической поверхности, где ж.д. лежит. Охи-вздохи по поводу того, что для протяженных ж.-д. линий в МЖСК потребуется больше одной-двух шестиградусных зон проекции Гаусса-Крюгера и это является страшным грехом искажения – заблуждение от недостаточности знаний. Точность редукционных вычислений для проекции Гаусса-Крюгера, по известным формулам, достаточна даже для 30 градусных зон. Другое дело, что редукции существенны. Но они полностью соответствуют идее закономерного искажения участков земной поверхности при их отображении на карте(плоскости в картографической проекции).
    О этих редукциях необходимо всегда помнить, особенно при сочетании спутниковой и тахеометрической технологий, а также при выполнении съемочных работ от пунктов ВКС, или при переводе в МЖСК результатов мобильного лазерного сканирования. Учитывать метрические особенности надо и при «аналитических расчетах пикетажа» (расчете длины полилинии) по совокупности координат точек на оси пути, снятых от пунктов ВКС. В ряде современных программных средств такие редукции выполняются легко и естественно. Надо только понимать, что координатные данные от ВКС получены «в пространстве картографического изображения», а натурные измерения выполнены на физической поверхности – «в пространстве предметов».

    Ну и последнее. Можно, конечно уйти от всех этих трудностей с редукциями, если использовать для описания пространственного положения объектов ИЖТ прямоугольные геоцентрические координаты. Факт. Для вычислений это очень удобно. Особенно, если проектирование выполняется в этой же координатной среде. Но дело именно в этом. Пока в нашей стране проектирование ж.д. остается «плоским», сохраняется реальная потребность в традиционных планах и картах. Пока специалисты железнодорожной отрасли при слове координаты приходят в замешательство, а под «абсолютной координатой» по-прежнему понимают пикетаж, использование координат из трех последних букв латиницы, XYZ, еще долго будет восприниматься, как «геодезическое извращение», или ругательство.

    Это все, что я хотел сказать. Благодарю за внимание!
     
    #52
    G-гурда и sherkhan нравится это.
  13. stout

    Форумчанин

    Регистрация:
    5 янв 2008
    Сообщения:
    4.172
    Симпатии:
    11.936
    Адрес:
    Златоглавая и Белокаменная
    Уважаемый Вячеслав Трофимович, вы случайно не знакомы с работами академика Яцкива? Где-то в конце 70-х, начале 80-х у него вышло несколько статей по принципам установления систем отсчёта, где он ввел термины "пространство образов" и "пространство предметов".
     
    #53
  14. Yuri V.

    Форумчанин

    Регистрация:
    31 мар 2009
    Сообщения:
    2.298
    Симпатии:
    2.061
    Адрес:
    Ивантеевка, РФ
    Оффтоп
    Точно по Платону, с его миром идей и миром вещей ::cool24.gif::
     
    #54
  15. ВЯЗ

    Форумчанин

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    821
    Симпатии:
    687
    Адрес:
    Любимый Иркутск - середина земли.
    Знаком. Только первоначально эти понятия, если мне память не изменяет, были введены учителем Я.С.Яцкива, академиком Федоровым.
     
    #55
    Андрей Мороз нравится это.
  16. stout

    Форумчанин

    Регистрация:
    5 янв 2008
    Сообщения:
    4.172
    Симпатии:
    11.936
    Адрес:
    Златоглавая и Белокаменная
    Спасибо, буду теперь знать.
     
    #56
  17. AlexeyO

    Форумчанин

    Регистрация:
    11 сен 2013
    Сообщения:
    33
    Симпатии:
    1
    Если Вы имеете ввиду Участки Москва-Питер-Бусловская, то, насколько мне известно, для них систему координат разработало МАГП по заданию Мосгипротранса еще в 1999 году.
    --- Сообщения объединены, 25 сен 2013, Оригинальное время сообщения: 25 сен 2013 ---
    Не понимаю как можно проектировать уклоны на ж/д используя координату Z!
    Давайте канализацию проектировать в пространственных прямоугольных геоцентрических координатах, а потом будем удивляться почему г...но не туда течет!
    --- Сообщения объединены, 25 сен 2013 ---
    Это была идея господина Бредюка и Киры Борисовны (кто в ж/д теме, тот поймет кого я имею ввиду). У них и у ряда других товарищей кроме пикетажа других систем координат не существует.
     
    #57
  18. ВЯЗ

    Форумчанин

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    821
    Симпатии:
    687
    Адрес:
    Любимый Иркутск - середина земли.
    Правильное замечание. Я оплошал. Там действительно всего лишь на 45 градусов плоскую СК развернули.

    Ну если об уклонах пошла речь, то без геопотенциальных высот не обойтись. А от них к прямоугольным координам переходим, пользуясь моделью высот геоида. Сложновато, правда. Хотя....[/quote]


    Время меняет людей и мнения.
    --- Сообщения объединены, 25 сен 2013, Оригинальное время сообщения: 25 сен 2013 ---
    Мне представляется существенным заметить, что комплекс ЕМ-SAT 120 позволяет осуществить съемку плана и профила пути вместе с измерением параметров геометрии рельсовой колеи. При этом используется как координатная информация, так и хордо-стреловая. Причем координатная информация обединяет данные от ГНСС и электронной тахеометрии.
    Крутая машинка, хотя и одревневшая слегка.
     
    #58
  19. AlexeyO

    Форумчанин

    Регистрация:
    11 сен 2013
    Сообщения:
    33
    Симпатии:
    1
    --- Сообщения объединены, 26 сен 2013, Оригинальное время сообщения: 26 сен 2013 ---
    Геопотенциальная высота - это геоцентрическая высота что-ли?
    А далее используя модель геоида переходим к прямоугольным координатам - к Балтийской системе высот что-ли? Ооо! У Балтийской системы высот теперь новое название - прямоугольная высота! Наливай!::hi::
     
    #59
  20. AlexeyO

    Форумчанин

    Регистрация:
    11 сен 2013
    Сообщения:
    33
    Симпатии:
    1
    Если быть точным, то развернули на 40 градусов 50 минут 56,16 секунд, а эллипсоид изменили так, чтобы о пересекался с земной поверхностью
    на среднем уровне объекта. Это свело к минимуму влияние редукций горизонтальных проложений на поверхность референц-эллипсоида на передачу координат.
    Далее все дальнейшие вычисления выполняются на этом "условном" референц-эллипсоиде Крассовского.
    Как то так .
     
    #60

Поделиться этой страницей

  1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление