Как думаете господа коллеги, как оперативно определить остались ли повреждения в смысле точности измерений, кроме внешних?
Ну как минимум сделать измерения КЛ КП и посмотреть невязку в ГК и ВК. Если есть другой тах - с одного штатива выполнить пару контрольных измерений для проверки дальномера.
Выполнил засечку с разных станций, результат невязок ху тот же что и был, кажется это показатель, потому что если бы были другие угол/расстояние то сразу бы вылетала дельта по решению.
То есть отъюстировать прибор через штатные опции меню не вариант? Будем по дельтам засечки прикидывать?
Быстро схватить тахеометр и выполнить поверки/юстировки, видать, совсем не вариант. Тем более, что многие юстировки нынче делаются программно. Даже в случае несоблюдения неравенства колонок после юстировки про эту ошибку можно забыть. Красота же, вопросов возникать вообще не должно. Если что-то не юстируется программно или простыми механическими действиями согласно инструкции - прибор идёт в ремонт.
Тогда, конечно, классическую поверку неравенства колонок, как студентов учат. Либо можно подвесить отвес и встать с тахеометром так, чтобы нить отвеса была видна под большими значениями угла наклона, вверх и вниз. Груз отвеса как-нибудь зафиксировать, навестись на самый верх, и трубу крутить до самого низа. Если вертикальная нить сетки сильно уходит от нити отвеса, то придётся неравенство колонок исправлять. Кстати, я никогда не выполнял эту юстировку механически. Говорят, там надо на колонках крутить лагеру и исправлять тем самым положение оси вращения трубы (ну, или что-то такое).
Без коллиматора, конечно, дольше получится. И, вероятно, не столь точно. Наверное, процесс выглядит как и на всех механических юстировках, методом приближений. Винты покрутил, поверку повторил. И так пока геометрическое условие согласно принципиальной схеме теодолита не будет выполняться. Строгость выполнения условий, возможно, целесообразно сравнивать с таковой у советских приборов, допуски к которым подробно описаны в литературе. Например, тахеометр-двухсекундник юстировать в соответствии с допусками для Т2, если иного не указано в инструкции.
Если есть механические смещения любой из осей/дальномера то при изменении дирекционного угла сразу будет ошибка по засечке, разве не так?
Прибор допускается к использованию только при выполнении поверок. Не проходит поверку - юстировка. Всё, точка. Первый пункт любой методички и инструкции. Остальное - блуд.
По иронии судьбы все карты лягут как нужно, но мы не в угадайку играем.Сто пудняк, как минимум компенсатор ушел погулять.
Зато у тебя походу там раздолье. Раз по дельтам определения положения станции делаешь вывод о качестве ориентирования в СК в целом.
Spoiler (Наведите курсор, чтобы раскрыть содержимое) Spoiler (раскрыть) Spoiler (свернуть) Прошу прощения, не смог удержаться. Просьба не воспринимать всерьёз. А если всё же серьёзно, то это ведь вы просите совета. Вам отвечают, и отвечают правильно, на мой скромный взгляд. Если вы считаете, что знаете ответ - зачем тогда задавать вопрос? Не очень понятно. Если это вопрос с целью начать дискуссию, приводите контраргумент, а не попытку обвинить человека в интеллектуальном снобизме.
Я поясню, студент. Нынче каждый, кто освоил базовую линию и обратную линейно-угловую, все свои дальнейшие умозаключения строит на основе сего полученного опытным путем материала. То есть, либо прямо, либо перпендикулярно. Все эти ТМОГИ, терверы, инструментоведения и прочие просто блекнут перед вечным сиянием чистого разума, приоткрывшего для себя евклидову геометрию и энный набор зависимостей