Вот и у нас так же. Среднее по тахеометру S=887.551, h=212.150; по GPS S=887.547, h=212.067, но на нижней точке нижних спутников не было видно, по-видимому, это повлияло на точность отметки. В этом-то и все мои вопросы, по поводу таких больших отклонений между полуприёмами (как видно из таблицы http://geodesist.ru/forum/topic.php?for ... 1233504119 в расстоянии, а не только по высоте) и хорошей сходимости среднего. Я не думаю, что погодные условия сильно повлияли на Ваши наблюдения – точность не та.
В руководствах пишут, с 8 - 17 оптимальное время, для тригонометрического нивелирования. В одном примере на 4,5 км, Нпр=0,87, Нобр=-3,7. Избавляются от такого, путем ввода поправки за рефракцию и кривизну линии. но вот почему на 400м разница у вас есть, а на 600м нет, не пойму
В одном букваре 70-80х годов я вычитал, что съемку нужно начинать через 2 часа после восхода солнца и заканчивать за 2 часа до заката. Согласно этого зимой почти нет рабочего времени. Считаем поправку за кривизну p=d^2/(2R)=4500^2/(2*6370000)=1.589 м. Поправленное превышение Нпр=0,87+1,589=2,459, Нобр=-3,7+1,589=-2,111 м. Отсюда dH=0.348 м. Что это может быть? Я правильно подсчитал? Вот и я не пойму. Но в первом случае измерения проводились над щебнем вдоль железной дороги (t воздуха=35 град.С) и оптическая ось измерений проходила очень низко над поверхностью нагретого щебня, а во втором случае - через реку утром в 10 утра (ось высоко порядка 15 м над поверхностью). Может быть в температуре и высоте оси дело? Поправка за кривизну составила около 1,5 см.
Методичка в djvu. Влияние рефракции на геодезические измерения и методы его учета. PS. как было наксерено по двухсторонним старницам так и насканировано, из за нехватки времени ничего улучшать не стал.
Оффтоп (Move your mouse to the spoiler area to reveal the content) dverovoz подскажите какой версией djvu-программы открыть этот файл. У меня djvu_solo 3.1?
Оффтоп (Move your mouse to the spoiler area to reveal the content) создавал версией старше чем 3.1 русской, точнее скажу вечером, она дома создавал первый раз, нашел первую попавшуюся ;). Просматириваю WinDjView-0.4.2.exe
Я что-то в последнее время решил, что вообще не стоит без крайней необходимости делать линии привязочных ходов более 500-600 метров, а съемочных - более 400. Пусть даже ход и уравняется. Было у меня как-то, линия 1200 м через заболоченную местность (один конец повыше метра на два), разность превышений КЛ/КП где-то 20 и 40 см, разность туда-обратно около 80 см, а ход уравнялся. А толку-то? Ведь в конце-то концов ход важен не сам по себе, а как основа для съемки. А пикеты берутся при одном круге и в одном направлении. Ну и какие ж отметки у них получатся? Да и при привязке, если линии не более полукилометра, то можно получить высотные невязки и на уровне IV класса, а уж технического - так легко. А если плечи чуть более километра, то невязка по ходу возрастает как минимум на порядок (видимо сказывается вся куча причин, от погрешности отсчета по вертикальному кругу, до того, что луч с большей вероятностью пройдет где-то очень низко над землей). Оно нам надо, даже если и уложишься в формулы для тригонометрического нивелирования?
При работе в глубоких карьерах, да и, по-видимому, в горных условиях, «крайняя необходимость» – ежедневная работа.
Согласен. Но там хоть луч по земле не скребет, да и сеть - не одиночный разомкнутый ход. Но, вообще-то, когда отметки пикетов, взятых с плановым перехлестом по оси дороги разошлись на 30 см, я решил, что сделал что-то не то.
Месяц назад я участвовал в разбивке оси новой железной дороги длиной 35 км. Снега было выше колена. Это так к слову. При выноске одного пикета по координатам с помощью тахеометра его отметка с соседних теодолитных точек изменялась на 10 см, при этом превышение между самими точками хода (L=350 м) туда-обратно было всего 5 мм. Вот в том-то и вопрос - почему так получается? Прочитав инструкцию про рефракцию (ссылка в этой же теме) я все же склонен считать что ошибки такого рода возникают из-за вертикальной рефракции, а потому надо выбирать определенные погодные условия для работы. Тахеометры в этом вряд ли виноваты - у нас их четыре и на каждом из них изредка была получена подобная ошибка.
Тогда встречный вопрос почему превышение между самими точками хода (L=350 м) туда-обратно было всего 5 мм условия наблюдения то одинаковые или разные ? Может быть все дело из-за "Снега было выше колена. Это так к слову". Работаю сам на строительстве пешеходных мостов через ж/д и приходится снег при установке штатива расчищать полностью. На снегу прибор ползёт особено при солнце.
А разве "уползший" за пределы действия компенсатора прибор не отказывается работать, пока пузырьки не выставишь? А по сути, при измерениях между станциями, работая полным приемом, из середины или "туда-обратно", на еще повторяя при необходимости наблюдения, можно достичь очень хорошей точности. А вот пикет, определяемый единичным наблюдением (с одной станции, при одном круге) при длинном плече может серьезно "улететь". Хотя, 10 см при расстоянии между точками в 350 м - что-то очень много. Может быть реечник один раз встал на землю, а при контроле - на уже забитый колышек?
Работаю с М3, компенсатор у него немного глючный, начинает брехать, когда круглый уровень за предел круга выходит... :( Приходится постоянно за ним следить, а не ждать когда начнет неприлично ругатся...
Маленькие заметки по поводу вертикальной рефракции. Наверное, многие, кому приходилось сидеть за рулем, замечали как в жаркую солнечную погоду, бегущее впереди асфальтовое шоссе, в некоторых местах блестит, словно вас впереди ждут лужи. Причиной этого явления служит пресловутая вертикальная рефракция. В этих местах вы видите небо над горизонтом. Ваш взгляд, как визирная ось прибора под малым вертикальным углом, скользит вдоль полотна дороги. Нагретый от асфальта нижний слой воздуха изгибает луч вверх, и тот, так и не коснувшись земли, уходит в небо. То есть полное отражение от приземных слоев воздуха. Трудно говорить в этом случае о числовых значениях, но прикиньте высоту посадки в своей машине… С уважением, Александр.
Да-да, чрезмерно нагретые вертикальные потоки воздуха над поверхностью днем изгибают луч вверх, резко меняющий температуру воздух утром и вечером изгибает луч к земле. Учесть эту рефракцию можно при обязательном промере туда-обратно и если наблюдается большая разница превышений, то съемку необходимо вести более короткими линиями-плечами (IMHO до 200 м). (Добавление) Пока не разобрался. возможно вешки разные Еще раз надо проверить. Может и снег виноват.
Работа компенсатора на разных приборах вобще считаю отдельной темой. Два года назад когда работал с М3 его "тупой" компенсатор заставил меня призадуматся какую даст ошибку по высоте при пределе работы компенсатора. Решил сделать маленькую поверку на базисе 50 м установил прибор и отражатель на биподе, установил прибор по электронному уровню и измерил превышение. Далее один из установочных винтов повернул на четверть оборота, компенсатор работал, измерил: превышение разница была 12 мм, расстояние изменилось 7мм. Сдвинул винт еще на четверть оборота компенсатор работал, превышение разница с первым измерением 25 мм, расстояние 10мм. После следующего сдвига компенсатор отказался работать. Наконец то!!! Поиздевался недавно так же с SOKKIA 230. При первом сдвиге превышение 3мм плановое не изменилась. Дальше компенсатор отказался работать.
На таком же 50м. Я у дома специально базис разбил. Я считаю 3мм на 50 м это нормально. Т.к. при проверке установочными винтами немного но меняется превышение. А цель самой поверки выявить что будет происходить, если инструмент плавает при работающем компенсаторе.
А кто-нибудь пробовал скручивать винт и измерять превышение на 400 м? Попробуйте! Я после таких экспериментов планово-высотное обоснование только по электронному уровню с допуском не более 5 секунд (SET 530). Ну и конечно поверки по инструкции, особенно компенсатор, про него почему то забывают.