Ответов не поступило. Даю свое решение задачи: Используем один из приборов в качестве коллиматора (фокусировка на бесконечность). Глядя в трубу поверяемого теодолита, наводим в центр сетки коллиматора сначала одну дальномерную нить (нижнюю), затем другую (верхнюю), снимая при этом отсчеты по вертикальному кругу. Повторяем при другом круге. Вычисляем величину угла. Выполняем несколько таких приемов измерений, меняя между приемами на некоторую величину угол наклона коллиматора. Вычисляем среднее значение угла в секундах. Коэффициент дальномера получим делением теоретической величины (2062,63" при К=100) на среднее значение угла, полученное из измерений. Второй вариант, когда измерение углов на дальномерные нити сетки поверяемого теодолита выполняется вторым теодолитом. При выборе вариантов измерения углов предпочтительнее делать более точным прибором. Все просто. Могу продолжать задавать задачи. Есть совсем простые. Но есть и посложнее, например, поиск точного ключа всего по одному известному пункту в СК-63 и его грубых координатах (навигатор или карта 1:200000) в СК-42. Только не очень интересно самому себе же и отвечать. Хотелось бы услышать другие варианты решений. Может кто из посетителей форума предложит свои задачи?
Перельман. Занимательные геодезия и картография. Такой книжки, к сожалению, Яков Исидорович не написал, но из этой темы подобная может получиться...
Есть у меня интересная «задачка» по геодезическому обслуживанию капремонта. В отличие от предыдущей, чисто теоретической, эта сугубо прикладная. Сразу оговорюсь, что решил я её успешно, система ведущих и натяжных валов ленточного конвейера без проблем работает уже больше 3-ёх лет, но мне бы хотелось узнать, как поступают другие геодезисты в этом случае. Итак, ленточный конвейер для вывоза руды из карьера на фабрику в закрытой галерее. Длина секции, о которой идёт речь – 300м. Лента резинотросовая, толщину я не помню, но около 30мм, ширина, кажется, около 6м. 4 барабана: два ведущих – 1-ый (самый верхний) и 3-ий, 4-ый (самый нижний) натяжной и 2-ой (маленький – около 2м в диаметре) для разворота «холостой» части ленты от 3-его барабана к 4-му. Обычная схема конвейера. После большого пожара металлоконструкции (длиной 15м), находящиеся в здании 25*15*7м, на которых установлены 3 верхних барабана «повело». Лента каждые 2 месяца срывала 2-ой (самый маленький) барабан. После нескольких раз таких неприятных аварий начальство пожелало разобраться, что же происходит, т.к. 2 очень дорогих уже варенных-переваренных барабана пришлось сдать в металлолом. Было много мнений у механиков, но варить уже дальше невозможно. Решили позвать геодезистов и определить, в чём причина и что делать дальше. Попросили поехать на фабрику меня. Геодезические условия: нет никаких строительных осей, приборы мои, но в принципе, если понадобится, могу, где хочу, там и брать, всё что хочу, если оно где-то есть и кто-то захочет мне его дать. Всё. Что бы Вы сделали?
Если я правильно понял, в результате пожара "повело" конструкции и нарушилась параллельность осей барабанов, что и является причиной аварий? А задача геодезистов задать (восстановить) параллельность?
Всед за Станиславским: "Не верю!" Но так, на всякий случай, сформулируйте, что дано(ну это уже понятно), что надо найти. Вполне возможно, что под словом "ключ" мы понимаем несколько разные вещи. Похожие, но разные. Для меня "ключ(и)" - набор параметров( 3 шт.), определяющих проекцию, т.е. : а) долгота осевого меридиана; б) смещения по осям. По одной точке нельзя определить ничего из вышеперечисленного. По двум - всё, но только в том случае, если координаты точные. С приближёнными координатами в СК-42 только долготу осевого, да и то, только потому, что известно, что она кратна целым минутам.
Два варианта с тахеометром: Станция по базовой линии 1-4, и относительно неё, прям на месте уже смотрим, в одной ли плоскости валы и перпендикулярны ли они этой плоскости. Снимаем всё что можно (можно и лазерным сканером) а потом уже на компьютере строим(чертим) эти валы, а дальше крутим, вертим, анализируем...
Совершенно верно. Ключ для СК-63 это долгота осевого меридиана и величина сдвижек по X и Y. Пожалуйста потерпите. Тема будет большая, с лирическими отступлениями. А у меня сейчас мало времени для серьезной переписки. Да и на очереди решение задачи с ленточным конвейером для вывоза руды. Интересно, какие будут предложения.
К сожалению не озвучен имеющийся (ограниченный?) инструментарий, для решения данной задачи и, возможно, допуски по точности. Иначе, вариантов масса - цель (как я понимаю) одна.
Как один из вариантов, если у барабанов есть ось: Закладываем 1 станцию напротив всей конструкции чтобы были видны оси всех барабанов, снимаем ось одной стороны барабанов, в плане и по высоте, затем кидаем точку под/над/через, конструкцию на противоположную сторону конструкции и снимаем противоположную ось. Затем строим схему либо на бумаге, в двух видах, обычный план, чтобы узнать параллельность в плане, затем второй вид высоту берем за одну из осей либо X, либо Y, чтобы узнать параллельность по высоте. На компе все проще можно и не объяснять. В принципе можно даже ничего и не чертить, все решить на бумаге в виде уравнений. С высотой все ясно. А в плане посчитать горизонтальные проложения и вычислить какой и насколько сдвинуть чтобы он стал ровнее. Это все касаемо того если ось барабанов наклонилась, если конструкцию просто повело то все еще проще строим план и смотрим какой из барабанов выбивается из общего ряда, насчет этого мысль есть как по формулам это посчитать но это позже когда другие свои решения предложат.
Поддерживаю. Давайте, действительно, разбирать задачи по очереди. Ведь никто никуда не спешит, и эти задачи не из разряда «Помогите!!! Надо на вчера!». Это наиболее вероятная причина, но такая тяжёлая лента с рудой будет рвать барабан, если барабаны будут между собой параллельны, но не перпендикулярны оси ленты. Задачи геодезистов: 1. Найти причину аварийности, т.е. какой (какие) элемент конструкции установлен с отклонением. 2. Указать, как он должен быть установлен. 3. Проконтролировать установку ДО ЗАПУСКА в работу, т.к. любое действие во время ремонтных работ может привести к значительно бОльшим отклонениям, чем до ремонта. Не совсем понятно. Тахеометр на ленте? Но только самый верхний барабан может быть рядом. 2 других ниже на 3 и 5м. Их не видно с ленты. Кроме того, лента в виде небольшого жёлоба, иначе не только пыль, а и руду придётся убирать из-под конвейера. Вариант принимается. В принципе, принимаются любые варианты. И подобное предложение, только, конечно, не с помощью лазерного сканера, которого просто не было, а сделать обычную тахеометрическую съёмку конструкций, которую потом вбросить в ACad, звучало при рекогносцировке объекта ещё до остановки конвейера на капремонт. Но дело в том, что это ведь не чистое поле с пригорком, с которого всё видно. Это закрытая комната, как я писал выше, 25*15*7м с установленными в ней металлоконструкциями на трёх уровнях: каждый барабан с приводами на своём уровне. Конечно, есть переходы под лентой и площадки для обслуживания приводов, барабанов, ремонта ленты. В принципе, конечно, съёмку можно было сделать с многих стоянок, потом, КАК-ТО её увязать, но я смутно представляю, как потом выявить отклонение осей барабанов на фоне значительно бОльших погрешностей съёмки. Кроме того, есть ещё один существенный момент. Это контроль после ремонта. Опять съёмка? Понимаете, это мы здесь можем шевелить мозгами «до посинения», а там технологический процесс вывоза руды из карьера. На остановку для капремонта дали 3-ое суток. Геодезист с командой должен был появиться через 6 часов после остановки, выдать решение, после выполнения ремонтных работ проконтролировать выполнение и дать разрешение на запуск конвейера. После этого ремонтникам необходимо ещё 12 часов для подготовки к пуску. Почему не озвучен? Я ведь написал: «если понадобится, могу, где хочу, там и брать, всё что хочу, если оно где-то есть и кто-то захочет мне его дать». Здесь, при решении задачи, нет никаких ограничений. Любой полёт фантазии, главное – выполнение работы. Чуть позже, напишу, чем пользовались мы, но мне хочется, чтобы не было ограничений, т.к. кто-то может делать такие работы и по другой методике, намного интереснее, чем моя «проза жизни». И ещё один момент. Я прекрасно отдаю себе отчёт, что объект видел только я, но здесь нужен принцип решения задачи, а не конкретные точку установки приборов с учётом весьма ограниченной видимости из-за «нагромождения» металлоконструкций. Пусть в первом приближении будет так: только барабаны и лента, без каких-либо поддерживающих конструкций и ограждений. Задавайте наводящие вопросы – буду отвечать. Допуски по точности. К своему стыду и стыду наших механиков мы тогда так и не нашли допуски отклонений непараллельности осей барабанов для ленточных конвейеров. Потому пришлось делать дополнительные работы увеличивающие точность геодезических работ, как говорится, с запасом. Дело в том, что непараллельность осей барабанов приводит к трению между ободом барабана и лентой. В результате режется лента и обод барабана. Прошу! Чем больше, тем лучше. В первом приближении принимается. Но в реале такой точки нет – заслоняют агрегаты, конструкции, ограждения. Т.е. на каждую ось по 2 съёмочной точки, на 3 барабана – 6 точек. Для связи этих точек ещё переходные, т.к. из этих точек не видно другие съёмочные. Можно проще и точнее – нивелиром, что и сделали. Этот момент присутствовал, но к нему пришли иным путём. Подождём.
"Отрежьте мне язык - я должен это видеть!!!" Ради того чтоб увидеть, как из системы двух уравнений можно однозначно найти три неизвестных, готов потерпеть так долго, как вы сочтёте нужным. А если учесть, что по условию измерения отягощены ошибками, то задача становится ещё интереснее.
Вернемся к нашим барабанам. Конечно же, чтоб выбрать наиболее рациональное решение, нужно хоть одним глазком оценить ситуацию на месте. Мне приходилось видеть нечто подобное, но меньших масштабов (ширина ленты около 1.5 м). Кроме приводных и натяжных барабанов, лента поддерживается вращающимися роликами (или катками, не знаю как правильно). Все это установлено на раме. Вдоль транспортера, хотя бы с одной стороны, есть проход для обслуживания и ремонта. Обычно такие транспортеры защищают от атмосферных осадков крытыми галереями. Снаружи ничего не видно, а внутри тесно и не очень доступно для геодезических измерений. Как бы поступил я, по выражению Марка Твена, "опираясь на опыт только своего курятника…": 1). Восстановил продольную ось транспортера по фактической геометрии от барабанов 1 и 4. Почему выбрана длинная база, думаю объяснять не нужно. Скорее всего, потребуется параллельный перенос оси и ее закрепление, например, вдоль прохода, где есть возможность установки приборов. И, может быть, перенос ее вниз, на уровень барабанов 2 и 3. 2). В створе параллельной продольной оси на некотором расстоянии от барабана (ближе или дальше по продольной оси) устанавливается тахеометр (теодолит). Прибор ориентируется вдоль оси, затем поворачивается на 90°. 3). Боковым нивелированием (термин объяснять не нужно?) определяется неперпендикулярность оси барабана относительно продольной оси. 4). С выверкой горизонтальности осей барабанов особых проблем быть не должно. С той же станции, тем же тахеометром выполняется обычное вертикальное нивелирование. Любители таскать на себе два прибора, могут использовать обычный нивелир. В общем виде примерно так.
Мысль дилетанта. :) А если спустить на нижний этаж "колодца" отвесы и найти их координаты? Это возможно?
Моё мнение, что для нормальной работы конвейера должны быть соблюдены основные условия: 1. Все оси барабанов должны быть горизонтальны. 2. Все оси барабанов должны быть параллельны по отношению друг к другу. 3. Оси барабанов должны быть перпендикулярны к оси ленты конвейера. На мой взгляд, совсем не обязательно рассматривать всю конструкцию целиком, определять/регулировать взаимное расположение осей можно последовательно, по два смежных барабана. Самое сложное, думаю, определить и отметить или с помощью подручных средств создать на каждом барабане по две точки, так, чтобы они находились на одинаковом расстоянии от оси барабана, на одинаковом расстоянии от центра по продольной оси барабана и чтобы линия между точками проходила параллельно продольной оси барабана. Я бы тоже, горизонтальность каждого барабана определял нивелированием с двух сторон барабана, точки, куда ставится рейка, должны быть одинаково удалены от оси барабана, можно ставить на вал барабана, в том случае, если есть куда ставить рейку. Что касается параллельности двух смежных барабанов и того, чтобы они были перпендикулярны по отношению к оси ленты, надо добиться того, чтобы по диагонали расстояние между точками на барабанах было равно. Возможно, помимо прочих геодезических приборов понадобится рулетка, линейка, отвес и уровень. С уважением, Александр.
Если не возражаете, буду комментировать предложения с учётом реального положения при геодезических работах. Здесь же буду по мере поступления, близких к моим действиям предложений, рассказывать о своих. Их МОЖНО и ЖЕЛАТЕЛЬНО критиковать. Абсолютно верно. Плюс ко всему, сначала было много зевак, которых пришлось убрать. Лента на роликах, рама и проход вдоль ленты, отделённый ограждением. Крутая галерея вниз, уходящая под землю. На поверхности только сооружения для приводов – это и есть здание, в котором комната 25*15*7м – самая верхняя часть здания (ниже ещё 4этажа с оборудованием фабрики). В принципе, близко к тому, что делал я для проверки перпендикулярности барабанов. Только, конечно, 4 барабан увидеть невозможно, но я продольную ось отбил прямо по ленте, отмерив от края 2 одинаковых отрезка: один до вертикальной оси прибора, стоящего на ленте, второй – в 50-ти метрах от прибора в галерее (дальше невозможно – металлоконструкции). Я это не делал. Я стоял на ленте. Такая лента, если на ней не танцевать, обеспечивает достаточную жёсткость. Боковым нивелированием – абсолютно правильно! Смутно представляю какой-нибудь другой способ при таких работах. Не получится. Рядом только один 1-ый барабан, остальные не видно – далеко внизу, но и его так не отнаблюдаешь – заслоняют металлоконструкции, но принцип правильный, только надо разделить фазы перпендикулярности и параллельности – совместно с одной стоянки не получается. Нивелир, мне кажется не такой тяжёлый прибор, чтобы, им пренебрегая, нивелировать тахеометром. Много стоянок, т.к. валы на приводах и барабанах внутри корпусов – для смазки и просто на них поставить или упереть в них горизонтальные рейки не получится – нужны дополнительные действия, а соответственно стоянки приборов. Ну, почему же дилетанта? Совсем не дилетанта! Именно так и делали монтажники, когда монтировали новое оборудование в недалёком прошлом, да и сейчас, так поступают «отсталые». У продвинутых лазерные визиры. Но так можно делать, когда у монтажников есть оси, а на старых объектах оси не сохраняются. Значит, некуда опускать отвесы. Абсолютно правильно. Можно и так, если так удобнее. В принципе, возможно. На торцах барабана, с одной стороны и двигателя – с другой, отмеряем от визирной оси прибора (валы утоплены в корпуса) одинаковые расстояния. Керним точки. Что дальше делаем с этими точками? Так можно делать только на чертеже, т.к. у приводов есть корпуса рулетка будет их обвивать, кроме того барабаны разного диаметра, с разными корпусами, с приводами с разных сторон, да и металлоконструкции не дадут протянуть рулетку от одного барабана к другому.
Не знал о том, что имеется возможность устанавливать тахеометр на ленте. Получить координаты этих точек. Если нет возможности установить вертикально отражатель на эти точки или при установке нет прямой видимости, то можно получить координаты при помощи вешки, на которой два отражателя. Вешку с двумя отражателями можно наклонять куда угодно, желательно во время съёмки вешку прижимать к чему ни будь, так получается точней, почти всегда в стеснённых условиях есть что-то, к чему можно прижать вешку. Я, конечно, осознаю то, что мне легко рассуждать, не зная всей сложности и меры стеснённости сложившейся ситуации, просто подобной вешкой мне как-то пришлось выполнять съёмку. С одной стоянки выполняли съёмку устройства со всех сторон, были точки и внутри самого устройства, причём в наклонённых деталях конструкции, всего было около 15 точек, потом повторялась съёмка со второй стоянки тех же точек, после уравнивания результаты в пределах допуска, не более 1 мм трёх значений координат, тахеометр – секундной точности. Если такой способ не подходит, то, если принять поверхность барабанов с двух сторон за параллель к оси барабана, повесить на барабаны отвесы и брать отсчёты на нити, если это конечно возможно. С уважением, Александр.
Похоже, что все желающие представили свои варианты решения задачи выверки осей барабанов. Предлагаю следующую задачку. Плановая привязка на один пункт. Предвижу замечания, что серьезная работа не делается от одного пункта. Но не тащить же обоснование за десятки километров ради полгектара съемки. Условие задачи. В ближайшей округе имеется всего один сохранившийся пункт с известными координатами (в СК-42 или другой системе, имеющей связь с СК-42). Видимость на пункт со съемочных точек 1 и 4 есть, но он по каким-то причинам не доступен для установки инструмента (например, находится за рекой или это координированный шпиль). См. схему. Из приборов имеется минимум необходимого для создания съемочного обоснования (тахеометр, веха, отражатель, штативы…) и пара спутниковых приемников. На некоторых точках возможны спутниковые наблюдения. Доступных региональных базовых станций нет. Требуется, опираясь всего на один пункт, определить плановые координаты точек съемочной сети.
Вы куда-то спешите? 1. При прокладывании хода, измеряем направления на этот шпиль. Чем с большего количества пунктов измерено направлений, тем больше точность определения и лучше внутренний контроль. 2. Проблему ориентирования, как я понимаю, Вы предлагаете решить с помощью спутниковых наблюдений. Ну, что ж, наблюдаем максимально возможное количество пунктов и в системе «СК-42 или другой системе, имеющей связь с СК-42» находим координаты этих пунктов. 3. По ним считаем координаты шпиля. 4. Аффинным преобразованием получаем «истинные» координаты пунктов хода. Проблема одна: если кто-то, как-то грубо ошибся в координатах шпиля, то… Интересный подход, только не совсем мне понятный. А картинку можно? Ух, ты!!! Мешает лента и пол площадок под барабанами.