а каким образом вы увязываете сканированные данные с разных станций? ведь не все отсканируешь с одной позиции?
Можно сводить (регистрировать) облака точек по:1) характерным точкам, которые хорошо распознаются в различных стоянках (например верхний угол здания, угол забора, контур архитектуры и т.д. 2) по специальным мишеням, координаты центров которых во время сканирования определяются с точностью 1-2 мм на расстояние до 100м. Общих мишеней для разных стоянок должно быть не менее трех, лучше больше. 3) По координатам точки стояния сканера и точки ориентирования, если идете по пунктам с известными координатами (например по съемочному обоснованию). В этом случае при сканирование обязательно должен быть включен компенсатор. А вообще по технологии наземного лазерного сканирования очень много литературы, где вкратце рассказывается о сканирование в общем и о сведение (регистрации) отдельных облаков точек в единое геометрическое пространство.
Ух, как давно тема "заглохла" :) Я занимаюсь в организации развитием направления продаж инерциальных навигационных систем производства IXSEA, интегрируемых в системы лазерного сканирования и устанавливаемых на наземные транспортные средства. До этого наша организация занималась только ИНС, устанавливаемыми на плавсредствах (сканирование шельфа и океанического дна). Так что тема "лазерное сканирование" мне тоже интересна, тем более, что я не так давно "окунулся" в этот вопрос и помощь опытных работников этой сферы была бы весьма не лишней.
Товарищи гуру от геодезии и лазерного сканирования, обращаюсь и уповаю :) Собираюсь ехать на выставку в Кёльн, где среди прочего будут представлены стенды производителей лазерных систем сканирования. Собираю любую информацию по этому вопросу, чтобы не выглядеть полным новичком. Доселе имел дело только с ИНС, которые используются в том числе в тандеме с системами лазерного сканирования (СЛС), но с самими СЛС дела не имел. В интернете, само собой, поищу сайты наиболее известных и крупных производителей СЛС, но и с людьми, кто на практике использует эти системы пообщаться было бы не лишним. Какие технические характеристики у систем того или иного производителя, чем лучше или хуже та или иная система, прибор и т.п. На что обращать внимание при выборе СЛС для тех или иных нужд. Учитывая то, что не исключаю возможности становления авторизованным дилером какого-либо производителя, также было бы не лишним узнать в том числе и ситуацию на российском рынке представленного оборудования. Буду весьма признателен любой информации по вопросу, может быть у кого-то есть ссылки на интересные и полезные ресурсы по этой теме. И, повторюсь, рассыплюсь в благодарностях, если люди, применяющие на практике СЛС, поделятся своими впечатлениями от используемых систем и, может быть, предпочтениями в этой области. С благодарностью за внимание.
Занимаюсь наземным лазерным сканированием 3 или 4 года. Могу ответить на интересующие вопросы, только они должны быть конкретными. Кстати, тоже еду на Интергео в Кёльн:)
Mamont, день добрый. Какого рода наземным лазерным сканированием занимаетесь? Имею ввиду airborne, terrestrial, mobile? (Добавление) На ИнтерГЕО выставлялись или тоже visitor'ом были? :) Интересная выставка была. FARO шикарный новый сканер представила, FOCUS 3D кажется называется. В три раза лучше предыдущих и в 2,5 раза дешевле их.
Занимался раньше наземным сканированием в основном. Сейчас больше обработка воздушного сканирования. В будущем, надеюсь, внедрим мобильное. Тоже был посетителем. Да, сканер от фаро понравился. Но, по-моему, в чем-то есть подвох: трудно представить, что сканер, ничем не уступающий своим аналогам других производителей, а их превосходящий, отличается так по цене. В чем-то подвох;) Меня интересовало больше мобильное сканирование. Увидел много комплексов, узнал их характеристики. Но пока не порадовало то, что было представлено мало конкретных результатов его применения. А те, что были представлены, вызвали подозрения, что только мобильным сканированием тут не обошлось. Вообщем понятно, что за мобильным сканированием будущее, но пока оно не конкретезировано.
Как я уже говорил, я больше специалист не по сканированию, а по ИНС. Тоже видел много мобильных комплексов, общался с их пользователями. Была одна итальянская компания, с представителем которой я пообщался наиболее тесно (хотя бы потому, что в комплексе стояла интересующая меня ИНС). Так он не скрывал, что только мобильным сканированием обойтись трудно, зачастую оно используется вместе с воздушным для получения более точных результатов. Всё опять-таки зависит от того, какую цель преследует заказчик и хватит ли для её достижения результатов только мобильного сканирования или же необходимо ещё полетать, "пощупать" почву :) В Европе мобильное сканирование внедряется довольно быстро, насколько я знаю, в России заказчиков подобного рода услуг немного. Организаций, способных оказывать эти услуги тоже не так много. Я занимаюсь как раз ИНС, устанавливаемыми на наземные мобильные сканирующие платформы. (Добавление) кстати, итальянцы, о которых я говорю, установили на автомобиль как раз сканер FARO Focus 3D, блок ИНС и получили вполне себе ничего (довольно дешёвую) сканирующую платформу на базе минивэнчика. Софт и прочее оборудование они делали сами. Продемонстрировали результаты работы такой платформы - довольно хороший результат сканирования автотоннеля и спирального въезда в подземную парковку.
Насколько я знаю, точность мобильного сканирования не уступает точности воздушного:) Ну то, что в Европе прямо так быстро внедряется мобильное сканирование, я бы тоже не сказал. Оно просто внедряется. Опять же, было очень мало конкретных примеров применения мобильного сканирования, в основном компании-разработчики систем показывали примеры. Сейчас мобильное сканирование не более чем дорогая игрушка, на мой взгляд. Опять же, мое личное мнение, что развиваться это дело начнет тогда, когда снизится стоимость подобных систем. С появлением сканера от Фаро вполне вероятно снизится и стоимость других моделей, ну и останется дождаться снижения стоимости систем ИНС. А у Вас нет никаких материалов от этих итальянцев? Если есть, можете поделиться?
Они обещали прислать чё-нить, если бигбосс не будет против (думаю, не будет), пришлю. Точность мобильного сканирования не уступает точности воздушного, но, к примеру, туннель воздушным сканированием не "взять". Час полёта авиатехники, способной нести сканирующую платформу, выйдет дороже часа работы авто. И вопрос времени (то, что с вертолёта или самолёта единица площади будет отсканирована быстрее), думаю, роли не сыграет именно из-за погони за наименьшим бюджетом работ по сканированию. Кроме того, есть много уголков территории, которые не отсканировать с воздушной техники (в основном город), так же, как с авто не отсканировать крыши зданий, сооружений, объектов. ИНС пока что едва ли готовы падать в цене. А раз уж представить мобильные и воздушные сканирующие платформы без них пока не то, что трудно, но, думаю, невозможно, то и весь комплекс будет дорогим... Но, уверен, придёт время, и эти технологии упадут в цене :)
По рассылке пришла интересная информация по курсам повышения квалификации по IMS, проводимые МИИГАиК. Правда, цена немалая. Программа неплохая.
Задачей воздушного сканирования является, прежде всего, топография значительных площадей. Для данной задачи тоннель будет проще подснять тем же тахеометром, да и дешевле. А вот про город - полностью согласен. Напишите, если не сложно, когда появятся материалы. Я думаю, что и у нас может найтись что-то интересное тоже.
Хорошо, без проблем. Но вот про тоннель... Попробуйте отснять тахеометром тоннель под Ла-Маншем или хотя бы Лефортовский в Москве :) замучится можно, мне кажется. Для участков, протяжённостью в километры лучше (мне кажется это очевидным) использовать мобильные сканирующие платформы. Так же, как, например, отсканировать 1500 км железнодорожного полотна, когда нет цели "прихватывать" к полотну ещё по 500 метров прилегающей территории с каждой стороны и потому использовать воздушное сканирование не целесообразно и необоснованно дорого.
Хорошо. Но насколько я понимаю, в тоннеле под Ла-Маншем, да и в Лефортовском тоже, нет базовых станций. Я не большой специалист в ИНС, но я вот смотрел характеристики SPAN-систем от кампании NovAtel, и при времени отсутствия GNSS-сигнала более 60 секунд погрешность определения положения в пространстве у самого лучшего комплекса составит 5 см/секунду, у других - значительно больше. Понятно, что за счет грамотной математической обработки эта погрешность уменьшится, но все-таки, например, 10 см - 15 см в середине пути, да плюс погрешность работы сканера, GNSS, внешние факторы дадут уже значительную погрешность. Или я что-то неправильно понимаю в принципе работы инерциальных систем? Не спорю. Только по 500 м с каждой стороны захватить не получится, полоса сканирования не такая широкая:)
Mamont, http://geodesist.ru/forum/topic.php?forum=1&topic=339&postid=1286965890#1286965890 Чем не вариант?