Добро пожаловать!

Войдите или зарегистрируйтесь сейчас!

Войти

Найти числа: задача на еженедельном мат.конкурсе для ТРЕТЬЕКЛАССНИКА

Тема в разделе "Общение", создана пользователем chnav, 18 апр 2022.

  1. Gambler

    Форумчанин

    Регистрация:
    7 май 2019
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    224
    Двойные и тройные интегралы не потяну, но если мы про логику, то про систему исчисления в задаче тоже не сказано...
    Допустим, что n - количество цифр в системе исчисления, тогда Т+1=n, T=n-1...
    К=(Т-1)/2=n/2-1, здесь помечаем, что решение только для "чётной" системы...
    О=n+К-Т=n+n/2-1-n+1=n/2...
    Т.е. для "чётной системы исчисления" решение есть...
    У сметливого третьеклассника появляется шанс раскатать препода за неполные условия задачи...

    UPD...
    Решение можкт быть ошибочным...
     
    #41
  2. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор
    Команда форума Форумчанин

    Регистрация:
    10 дек 2008
    Сообщения:
    17.305
    Симпатии:
    4.955
    Так ведь не сказано, что это вообще такое. Может это КТО-то загнал какого-то КОТа на ТОК, чтобы он погонял там мышей.
    А интересно, есть ли решение в 3-ичной системе счисления?
     
    #42
  3. igor kruchkovskiy

    Форумчанин

    Регистрация:
    10 июн 2012
    Сообщения:
    3.423
    Симпатии:
    1.824
    Адрес:
    Астрахань
    Не логично полагать, что разные буквы могут быть одинаковыми цифрами, запрещённый пример, аналогия в анекдоте.Находить решения для бесконечного числа систем счислений, немыслимо, потому как нужно конкретные три числа записать.
     
    #43
    chnav нравится это.
  4. igor kruchkovskiy

    Форумчанин

    Регистрация:
    10 июн 2012
    Сообщения:
    3.423
    Симпатии:
    1.824
    Адрес:
    Астрахань
    Вчера племянникам показал задачу.Сегодня до меня дошло, простая истина.От перестановки слагаемых сумма не меняется T+O = O + T, при этом O не равно K, следовательно T+O>9 и O+T>9.Отсюда можно сделать вывод, что T+O+1-10=O (уже здесь понятно, что T=9, но не суть) и O+T-10=K.Вы спросите откуда взялись единица и десятка в равенстве.Еденица появилась из-за того, что десяток переходит из разряда единиц.Десятка появилась по причине, что T+O и O+T больше девяти. Приводим к общему равенству, сокращая одинаковые выражения в левой и правой части равенства придем к довольно простой вещи, что O-1=K.Так как O+T-10=K, следовательно O-1=O+T-10, после всех сокращений и перестановок получаем T=9.Так как K+K+1=T, то K=4.Из равенства O-1=K следует, что O=5.
     
    #44
    Последнее редактирование: 2 май 2022
  5. Геннадий_Ив

    Форумчанин

    Регистрация:
    6 мар 2016
    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    77
    1) В таких задачах по умолчанию действуют условия:
    — система счисления десятичная 1.1
    — незначащие цифры не используются ( т е старшие разряды - не нули) 1.2
    — одинаковые буквы - одинаковые цифры, разные буквы - разные цифры 1.3
    2) Чтобы видеть и понимать условия, надо знать арифметику (правила действий в столбик). Младшим детям , стало быть, рано.
    3) Логика - она одна, так называемая математическая. Женская - не для этих задач.

    Возможные варианты соединяются союзом ИЛИ: логическое сложение. Некоторые условия действуют одновременно, соединяются союзом И: логическое умножение. Все условия, в совокупности , арифметически равны единице ( ИСТИНА ).

    Попробуем расписать КЕТ + КТЕ = ТЕК
    Для младшего разряда возможны три случая (1 ИЛИ 2 ИЛИ 3)
    [ (Т + Е < 10) + (Т + Е = 10) + (Т + Е > 10) ] = 1
    Одновременно с первым условием действуют еще два:
    [ (Т + Е < 10)*(Т+Е = К)*(Т+Е = Е) + (Т + Е = 10) + (Т + Е > 10) ] = 1
    Первое слагаемое противоречит условию по умолчанию 1.3 : одна и та же цифра обозначена буквами К и Е. Первое слагаемое поэтому всегла ЛОЖЬ, арифметически НОЛЬ и может быть опущено ( удалено, стерто)
    [ (Т + Е = 10) + (Т + Е > 10) ] = 1
    Первое слагаемое (теперь первое из двух) означает что К=0 (правило сложения для младшего разряда):

    [ (Т + Е = 10)* (К=0) + (Т + Е > 10) ] = 1

    Но тогда К - незначащий ноль в старшем разряде, запрещенный по умолчанию. Вариант остается единственный.

    (Т + Е > 10) = 1
    В соответсятвии с правилами сложения одновременно с этим условием работают еще три (для каждого из разрядов соответственно)

    [ (Т + Е > 10)* ( Т + Е = К + 10)*(Е + Т = Е - 1 + 10)*(2К = Т - 1)] = 1
    Эти три условия образуют привычную для взрослых систему уравнений, имеющую единственное решение.

    Резюмирую: все решаемо, если знать правила и иметь хорошую память. Младшие правил еще не знают, старики страдают памятью (поэтому упускают варианты и делают ошибки), а четвероклассники справляются.
     
    #45
    Gambler нравится это.
  6. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор
    Команда форума Форумчанин

    Регистрация:
    10 дек 2008
    Сообщения:
    17.305
    Симпатии:
    4.955
    @X-Y-H,
    Ваша дочь что-нибудь поняла из выше приведенных уважаемым Геннадий_Ив, выкладок, или она решила эту задачку проще?
     
    #46
  7. Геннадий_Ив

    Форумчанин

    Регистрация:
    6 мар 2016
    Сообщения:
    194
    Симпатии:
    77
    Задачку на умножение решил Екселем
    СЕЛ*СЕЛ = ПОДСЕЛ
    Если СЕЛ = х, а ПОД = у, то
    х*х = 1000у + х
    или
    у = х*(х - 1)/1000
    Вычислил всевозможные у от х=102 до х=987 и выбрал из них целые. Их оказалось 2:
    у = 376 и у = 625.
    Тогда ПОДСЕЛ = 141376 или 390625.
     
    #47
  8. Gambler

    Форумчанин

    Регистрация:
    7 май 2019
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    224
    Это иксЫ 376 и 625... И исходя из того, что П и Д - цифры разные, то подходит исключительно x=625...

    Должно как-то решаться проще и без перебора...
     
    #48
  9. Gambler

    Форумчанин

    Регистрация:
    7 май 2019
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    224
    Задача про ПОДСЕЛ...

    Решение:
    Начало как предлагалось выше:
    СЕЛ=x,
    ПОД=y,
    Далее оцениваем величину x.
    Макс. ПОДСЕЛ=987654,
    Мин. ПОДСЕЛ=123456,
    это даёт диапазон x: от 352 до 993, или точнее (с учётом разных цифр в составе x): от 352 до 987.

    x×x=1000*y+x,
    x*(x-1)/1000=y,
    y - целое, поэтому произведение x*(x-1) должно быть кратно тысяче...
    Оно будет кратно тысяче, если x кратно 2, а (x-1) кратно 500, x кратно 4, а (x-1) кратно 250 и т.д....
    Всего "пар кратности" 12, это:
    2 500,
    4 250,
    8 125,
    10 100,
    20 50,
    25 40, и наоборот:
    500 2,
    250 4, и т.д.

    Относительно быстрая проверка (без перебора не обошлось) показывает, что из 12 пар "рабочими" являются только две:
    8 125 и 125 8...
    Из одной из всего диапазона иксов подходит x равный 376, а из второй - x равный 625...
    Проверяем, 376 вычёркиваем по причине совпадения П и Д, что исключено, а вот 625 подходит...
    Ответ: ПОДСЕЛ=390625...
    --- Сообщения объединены, 4 июн 2022, Оригинальное время сообщения: 4 июн 2022 ---
    СЕ+С+С=ЕЕ,
    2С=10,
    56+5+5=66
    Или:
    12С=10Е,
    6С=5Е
    Если С и Е от 0 до 9 и целые, то С=5, а Е=6...

    Остальные кто-нить решал?
     
    #49
    Последнее редактирование: 4 июн 2022
  10. ak_evg

    ak_evg Супермодератор
    Команда форума Форумчанин

    Регистрация:
    21 янв 2009
    Сообщения:
    11.269
    Симпатии:
    9.108
    Адрес:
    РашаФедераша
    Gambler, название темы читал? Для третьеклассника!
     
    #50
  11. Gambler

    Форумчанин

    Регистрация:
    7 май 2019
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    224
    Кратность довольно рано проходят...
    Помните, на форзаце учебника 1, 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17 и так почти до тысячи? Конкретно в этом случае:
    1000=2×2×2×5×5×5, отсюда и пары кратности...

    ОК, тогда почему не возмущены решениям с применением Экселя для задачи мат. олимпиады?
    В любом случае, "велком" Ваш вариант для третьеклассника...

    Аааа.... Или Вы в смысле, что задачи для третьеклассников и нам их решать в наши года зазорно?
    Зазорно НЕ решить в наши года задачку для третьеклассника, ну или не попытаться хотя бы... Я щитаю...
     
    #51
  12. ak_evg

    ak_evg Супермодератор
    Команда форума Форумчанин

    Регистрация:
    21 янв 2009
    Сообщения:
    11.269
    Симпатии:
    9.108
    Адрес:
    РашаФедераша
    вопрос не в зазорности, а в методах решения.
     
    #52
  13. Gambler

    Форумчанин

    Регистрация:
    7 май 2019
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    224
    Диапазон выкидываем, он лишний... Просто примечаем, что x от 300 до 999 где-то, пригодится при переборе...
    Остаётся лишь понятие о кратности... Третьеклассник осилит, если догадается перебирать по бОльшей из двух, присутствующих в паре: 500, 250, 125 и т.д....
     
    #53
  14. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор
    Команда форума Форумчанин

    Регистрация:
    10 дек 2008
    Сообщения:
    17.305
    Симпатии:
    4.955
    Зачем третьекласснику сложные способы решения, если можно простыми?
     
    #54
  15. Gambler

    Форумчанин

    Регистрация:
    7 май 2019
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    224
    Я не против простого решения... Поэтому привёл самое простое решение, которое смог найти...
    Предложите своё, ещё проще...
    С удовольствием гляну... Без сарказма...
     
    #55
  16. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор
    Команда форума Форумчанин

    Регистрация:
    10 дек 2008
    Сообщения:
    17.305
    Симпатии:
    4.955
    Строго для 3-его класса. Чтобы получить при умножении самого на себя 2-узначных чисел в произведении в конце получалось только такое же 2-узначное число, есть только 1 вариант: 25. Ну, а дальше совсем просто: из 5-ти возможных: 325, 425, 625, 725 и 825 только 625 даст в конце 625.
     
    #56
  17. Gambler

    Форумчанин

    Регистрация:
    7 май 2019
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    224
    Ошибка...
    Если бы внимательнее следили за обсуждением, то знали бы, что и квадрат 76 тоже оканчивается на 76... Может, ещё какие-то есть...
    Чтобы это выяснить, надо 99 чисел в квадрат возвести... Хотя... Не 99, а только те, которые оканчиваются на 1, 5 и 6, их около 30...
     
    #57
  18. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор
    Команда форума Форумчанин

    Регистрация:
    10 дек 2008
    Сообщения:
    17.305
    Симпатии:
    4.955
    Согласен. В таком случае проверить надо: 376, 476, 576 и 876. Только 376 даст в конце 376. Но П≠Д, значит остаётся только 625*625=390625.

    Может...
     
    #58
  19. igor kruchkovskiy

    Форумчанин

    Регистрация:
    10 июн 2012
    Сообщения:
    3.423
    Симпатии:
    1.824
    Адрес:
    Астрахань
    Задача оказалась довольно простой. Л*Л (достаточно знать квадраты чисел 0-9 или перебрать, что занимает мало времени и труда)может быть только 25 или 36. Е*Е всегда не влияет на Е( второй знак с права), так как это десятки и результат всегда больше 100, результат умножения не затрагивает единицы и десятки.Отсюда ЕЛ 25 или 36.С также либо 6 либо 5, так как С*С это сотни и влияет на результат умножения, правой части равенства, например 36000 и 25000 или 49000.Отсюда есть четыре варианта 625, 636,525,536(СЕЛ).Два из них отметаются по причине одинаковых знаков.Возводим в квадрат два варианта, и получаем 390625 и 287296.Оставляем первый вариант по той же причине.
    --- Сообщения объединены, 6 июн 2022, Оригинальное время сообщения: 6 июн 2022 ---
    Ошибочное решение, чет с утра перемудрил.
    --- Сообщения объединены, 6 июн 2022 ---
    Фактически задача сводится к ЕЛ*ЕЛ=СЕЛ, 25*25=25+С*100 ,25=1+С*4 , С=24/4=6 итог СЕЛ=625.Не знаю умеют ли в третьем классе выносить множитель за скобки или делить обе части уравнения на общий множитель.
    --- Сообщения объединены, 6 июн 2022 ---
    Решение не полное, но наводит на размышление.
    --- Сообщения объединены, 6 июн 2022 ---
    Вариант с ЕЛ=36 не приходит так как C получится дробью.
    --- Сообщения объединены, 6 июн 2022 ---
    Очевидно, что 100 должно быть кратным ЕЛ в противном случае C дробь.
     
    #59
  20. Gambler

    Форумчанин

    Регистрация:
    7 май 2019
    Сообщения:
    114
    Симпатии:
    224
    КОКА+КОЛА=ВОДА...

    А=0, О=9 - без вариантов...
    К+Л=10+Д...
    Т.к. О=9, то В - нечётная: 3, 5 или 7 (9 уже занята)...
    Если В=3, то К=1 - не подходит, т.к. К+Л не "перескочит" через 10 (9 уже занята)...
    Если В=5, то К=2 - опять не подходит, т.к. К+Л при этом максимум 10, Д=0, а ноль занят...
    Если В=7, то К=3, Л=8, Д=1 - всё "рОвно"...
    Итого: 3930+3980=7910...

    Эта задачка точно для третьеклассника...
     
    #60

Поделиться этой страницей

  1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление