Небольшая ручная барабанная лебедка, весом 3-5 кг и стоимостью до 2 000 руб., вмещает до 150-200 м троса диаметром 2 мм. Закрепить на тросе разбивку с нужным шагом удобно электрическими клеммниками с внутренним диаметром 2.1 мм. Закрепляющие винты после зажима на тросе можно срезать. На свободном конце троса делается петля. На берегах обрезками труб или деревянными кольями прочно закрепляются поперечники. Производится съемка береговых линий с привязкой закреплений. Лебедкой натягивается трос, тем или иным способом к тросу крепится лодка. По разбивке на тросе делаются промеры глубин эхолотом или, если глубина не большая, рулеткой с привязанным грузом 3-5 кг. По тросу берутся отсчеты на урезах воды. Обязательно нивелируется урез воды в начале и в конце работы. При резких падениях уреза воды он определяется на каждом поперечнике. Как то так. С уважением, Александр.
Тогда вместо лодки типа подвесной люльки на блоках и протаскивать подвещенного по поперечнику в спас желете и каске и привязанного для техники безопасности
Был и такой вариант.Проблемма в том,что чем мерить глубину?Груз должен быть очень тяжелым,течение 10-15 м/с.
Тяжело конечно советывать не видя ситуации и возможностей. Если есть возможность прохода по берегам то груз от течения можно удерживать с обеих берегов стоя выше по течению. А дно какое?
Разрешитет Вам не поверить. У страха глаза велики. Вот что выдал Яндекс: Из-за того, что дно горной долины, особенно в верховьях, имеет значительный перепад высот, скорость потока может достигать 6-7 м/с. На отдельных участках (в теснинах или каньонах), а также на отвесах, где поток превращается в водопад, скорость движения воды еще выше. Это говорится про горные реки шириной, как правило, не больше 15-20 м. Но должен признать, что справиться с лодкой на тросе даже при скорости 1.5-2.0 м/сек, весьма проблематично. На сбросном канале одной из тепловых электростанций, скорость течения была около 2 м/сек, для промеров использовали надувную резиновую лодку г/п 300 кг. Трос пропускали через 2-е ременные петли, закрепленные на левом и правом борту, примерно на 1/3 длины лодки от носа. С уважением, Александр.
Может чтобы не рисковать людьми взять метал. прут раскрасить по 10см приварить груз верх всавить впетлю одетую на натянутый трос, верх прута упрется в трос два человека протягивают по поперечнику (тянут за груз и петлю) два удерживают груз по обеим берегам выше по течению один в прибор контролирует вертикальность и от верха прутки можно посчитать по разнице глубину для страховки количество человек по берегам нужно увеличить.Хотя все зависит от дна, на горных реках это пласт породы и груз можно протащить.
См "Наставление гидрометстанциям и постам", там вся технология прописана. Если что, завтра выложу казахстанский вариант, там эти вопросы 1:1 содраны с российского. Оффтоп (Move your mouse to the spoiler area to reveal the content) Сам в редактировании участие принимал... Или сделаю скан с советского... А так всегда можно посмотреть в областном гидрометцентре (они и за методику отвечают, должны по идее все контролировать, как архитектура - планшеты) Река 100 м, и 3 метра глубиной? И течение 10-15 м\с? Расход воды 4500 куб м в межень? Это где такое? Великая сибирская река прорывается сквозь ущелье? Подробнее про задание можно, Для каких целей промер, и т.д.
Удержать трос руками при такой ширине реки невозможно. Тем более что-то протягивая. Обычно сначала перевозят репшнур, за него протягивают трос, а натягивают его над водой воротом с храповиком, на валу, забетонированном в землю. Вдвоем. Но вот сочетание гидрологических величин - ширины реки, глубины и скорости выглядит как-то фантастично. 15м/с - это 54 км/ч... В небольшом, сравнительно, сечении, проходят три Днепра. При этом, если средняя глубина 3 метра, то и уклон должен быть столь велик, что обычные гидрографические методы не годятся... Скорее всего, все же скорость течения гораздо ниже. Но резиновая лодка, для промеров на реке по тросу не годится (измерял расход с нее при 2 м/с, то еще удовольствие) Нужна или килевая шлюпка, или остойчивая плоскодонка, на которых местные с шестами ходят, а лучше - катамаран из двух лодок, или плот. Трос лежит на дне, лодка за нос прикреплена к нему тросом с блоками, течением тащит лодку, трос сам натягивается над водой, лодку протаскивают по тросу с берега. С берега и определяют ее плановое положение. Шест на течении - опасно, можно опрокинуться. Если нет промерных лебедок, то проще сейчас купить эхолот. Для глубины в 3 метра это будет и дешевле, и безопасней. ( А в отчете мы ведь запишем, то что нужно ) Если же течение не позволяет работать с троса по поперечникам , следует мерить эхолотом с продольников. Лодка поднимается по мелководью на шесте или бечеве, спускается сплавом по стрежню. Поперек реки разбивается створ, закрепляется парой хорошо заметных столбов - ориентиров. На точке, образующей со створом "хороший" угол, ставится теодолит. В момент прохождения створа, на лодке фиксируется глубина, а теодолитом по сигналу засекается угол. Ну, или тахеометр с режимом слежения за движущейся целью... Пока всё, что могу сказать. Цепляю несколько страниц из "Наставления гидрометеорологическим станциям и постам", Вып 6 Ч 1.
Одну лебедку заменяют 2 топографа на разных берегах Мы же будучи в размере двух топографов использовали следующее... Я с GPS Topcon GR-3 в режиме ртк находился в лодке. К борту резиновой лодки был прикреплен поплавок с погружным датчиком эхолота (http://jj-connect.ru/index.php?GID=995). Один конец веревки был привязан к дереву, другой конец у товарища на противоположном берегу. Замечу что удержать конец не получалось и он частично фиксировался несколькими витками о близь стоящее дерево. Съемка получилась изогнутыми лучами, но они четко отображались на дисплее, поэтому неотсятые участки было хорошо видно. Затем веревка переносилась на другие деревья. Данные эхолота были проверены в начале мерным шестом, расхождения в 10-20см в дальнейшем были учтены при обработке. Желательно подобные работы проводить четвером.
Очень эффективный вариант в том случае, если река замерзает на зиму: ледовый промер! Промер со льда ! Координирование различное. Делаются лунки с помощью бура, бензинового бура (США) и измеряются глубины! Сейчас намечаются демаркационные работы на российско-литовской границе по реке Неман. Течение 3 узла. Катер не справиться, хотя не пробывали! Существуют двухсредные эхолоты (через лед), но они не для таких работ. Точность плохая. Много поправок для него. Хотя перспектива наверное есть. Есть же лидары (голубые лазеры) измеряющие с воздуха глубины!
Оффтоп (Move your mouse to the spoiler area to reveal the content) Питерские делали промер на Немане в прошлом году...
Тогда чего копья ломать, давайте подписывайте договор о границе с Литвой. И что за компания делала промер и на всем Немане? ...... БалтАГП собирается с наступающего года делать все работы на границе. Промер собираются делать ледовый. ::off.gif:: (Добавление) Не имею такую информацию. В наступающем году БалтАГП собирается делать промеры (составная часть демаркационных работ) Как и что я конкретно не знаю. Они беспокоились из-за течения и решили делать ледовый промер и спрашивали про двухсредные эхолоты. Если бы питерские все там сделали, то я думаю, и договор по границе подписали бы. Не все так просто!
Оффтоп (Move your mouse to the spoiler area to reveal the content) Ну, конечно, не на всем... Проводились изыскания...
Балт АГП собирается с начала года начать демаркационные работы, которые должно закрыть вопрос по границе. Тогда и подпишут договор с Литвой! А материалы есть по Неману? Я спрошу в ГС БФ! ::kruto.gif::
Не 3 узла - а 3 метра/c, а это немного пострашнее IMHO наверное под БАЭС (Балтийская атомная станция)...
А можно поподробнее про этот прибор? На последних курсах в РГГМУ вскользь упомянули, что была разработка советская, которая в США уехала и там развилась - но конкретики никакой. И эти приборы из разряда фантастики - говорят про них много, но реальных примеров их применения как-то не наблюдалось