Замечательная статья https://glavsro.ru/articles/kogda-nuzhno-vstupat.html Когда вступление в СРО не требуется? С момента отмены лицензирования на инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений руководители многих строительных компаний озадачены вопросом необходимости вступления в СРО и возможностью работы без такового. Информации по этому вопросу много, а в сети интернет зачастую она либо ложная, либо изложена таким образом, что вопросов появляется ещё больше, чем конкретных ответов. Обобщая имеющиеся сведения и опираясь строго на актуальные нормы права, мы постараемся в доступной форме дать свой комментарий на этот вопрос таким образом, что бы каждый соискатель смог ответить на него самостоятельно. На сегодняшний день с нашей помощью Вы можете вступить в СРО и получить выписку из реестра членов (за 1 день): Пытливый читатель может захотеть ознакомиться с вопросом глубже – потому немного истории. Для погружения в предмет необходимо хотя бы поверхностно иметь представление об эволюции системы саморегулирования в России. Это развитие можно разделить на два существенных этапа. Не беря в расчет подготовительные мероприятия, первый этап (с января 2010 года по июнь 2017 года), по нашему мнению, связан с привязкой необходимого членства к конкретным видам работ. Пилотным документом, на который все опирались, при определении членства в саморегулируемой организации был Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Он представлял из себя свод видов работ, разделенных на три раздела: работы по инженерным изысканиям, работы по подготовке проектной документации, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Аналогичную структуру и наименование имел пришедший на замену следующий Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624. Но даже относительно небольшие изменения повлекли за собой неопределенность у всего сообщества в порядке его применения при переходе на новую редакцию видов работ. В связи с этим Минрегион дал свои разъяснения о применении приказа. С различными дополнениями этот приказ применялся ровно семь лет, с июля 2010 года до июля 2017 года. Несмотря на отсутствие документа, отменяющего действие 624 приказа, в привязке к СРО он утратил практическое применение. Дело в том, что косвенно ссылающиеся на него нормы права Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) с 01.07.2017 года были изменены. А само определение, которое употреблял приказ и ГрК РФ предыдущих редакций – «свидетельство о допуске» было заменено на «выписка из реестра саморегулируемой организации». Соответственно теперь при необходимости получения выписки СРО нельзя руководствоваться приказом с перечнем видов работ, который определял получение свидетельства о допуске СРО. К слову, само Министерство регионального развития России было упразднено в 2014 году. В этот период, к нам поступало много запросов на консультацию о необходимости вступления в СРО при выполнении тех или иных видов работ. До июля 2017 года однозначно можно было ответить на эти вопросы, ведь членство в СРО НЕ нужно было, когда речь шла: 1) Об индивидуальном жилищном строительстве, то есть отдельно стоящих жилых домах, с количество этажей не более трех и предназначенных для проживания не более чем двух семей в каждом доме; 2) О строительстве жилых домов с количеством этажей не более трех, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи. Эти дома имеют общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком (соседними блоками). Они располагаются на отдельных земельных участках и имеют выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); 3) О строительстве многоквартирных домов с количеством этажей не более трех, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре. В каждой из блок-секций находятся несколько квартир и помещения общего пользования. Каждая блок-секция имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования; 4) О строительстве гаража на земельном участке предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также о строительстве на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 5) О строительстве, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 6) О строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 7) Об изменении объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 8) О выполнении следующих видов работы при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства*: 1.1. Разбивочные работы в процессе строительства < * > 1.2. Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений < * > 2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей < * > 2.2. Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений < * > 2.4. Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов < * > 3.1. Механизированная разработка грунта < * > 3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками < * > 9.1. Устройство конструкций зданий и сооружений из природных и искусственных камней, в том числе с облицовкой < * > 9.2. Устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой < * > 9.3. Устройство отопительных печей и очагов < * > 11.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций < * > 11.2. Сборка жилых и общественных зданий из деталей заводского изготовления комплектной поставки < * > 12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами < * > 12.11. Работы по теплоизоляции трубопроводов < * > 13.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов < * > 13.2. Устройство кровель из рулонных материалов < * > 13.3. Устройство наливных кровель < * > 14.1. Облицовка поверхностей природными и искусственными камнями и линейными фасонными камнями < * > 14.2. Устройство вентилируемых фасадов < * > 15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации < * > 15.2. Устройство и демонтаж системы отопления < * > 15.4. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха < * > 15.5. Устройство системы электроснабжения < * > 16.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений < * > (см. текст в предыдущей редакции) 20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно < * > 20.13. Устройство наружных линий связи, в том числе телефонных, радио и телевидения < * > 23.5. Монтаж компрессорных установок, насосов и вентиляторов < * > 23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации < * > 23.24. Монтаж оборудования предприятий пищевой промышленности < * > 23.27. Монтаж оборудования предприятий кинематографии < * > 23.28. Монтаж оборудования предприятий электронной промышленности и промышленности средств связи < * > 23.29. Монтаж оборудования учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности < * > 23.30. Монтаж оборудования сельскохозяйственных производств, в том числе рыбопереработки и хранения рыбы < * > 23.31. Монтаж оборудования предприятий бытового обслуживания и коммунального хозяйства < * > 23.33. Монтаж оборудования сооружений связи < * > 24.7. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении < * > 24.10. Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств < * > 24.11. Пусконаладочные работы автономной наладки систем < * > 24.12. Пусконаладочные работы комплексной наладки систем < * > 24.13. Пусконаладочные работы средств телемеханики < * > 24.14. Наладки систем вентиляции и кондиционирования воздуха < * > 24.18. Пусконаладочные работы холодильных установок < * > 24.21. Пусконаладочные работы водогрейных теплофикационных котлов < * > 24.22. Пусконаладочные работы котельно-вспомогательного оборудования < * > А также работы, выполняемые генеральным подрядчиком (работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выполняемые на следующих объектах: 33.1.8. Предприятия и объекты легкой промышленности < * > 33.1.9. Предприятия и объекты пищевой промышленности < * > 33.1.10. Предприятия и объекты сельского и лесного хозяйства < * > 33.2.7. Предприятия и объекты общественного транспорта < * > 9) О выполнении следующих видов работы при подготовке проектной документации для объектов капитального строительства*: 4.3. Работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения < * > 4.4. Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем < * > 8. Работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению срока эксплуатации и консервации < * > 10) О выполнении следующих видов работы в составе инженерно-экологических изысканий*: 4.5. Изучение растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории < * > * Виды работ, отмеченные знаком « < * > » не требовали получения свидетельства о допуске при выполнении их на общестроительных объектах. При осуществлении работ, отмеченных знаком « < * > » на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, перечисленных в статье 48.1 ГрК РФ, необходимо было вступление в СРО и получение свидетельства о допуске к этим работам. К особо опасным и технически сложным объектам относились и относятся в настоящее время: 1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов) 2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений 3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи 4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более 5) объекты космической инфраструктуры 6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации 7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте 8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта 9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов 10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше 10.2) подвесные канатные дороги 11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов: а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением ранее перечисленных особо опасных), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: 1) высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок - более чем 250 метров 2) пролеты более чем 100 метров 3) наличие консоли более чем 20 метров 4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров. Список работ, выполняя которые можно было не вступать в СРО, являлся достаточно обширным. Если среди этого перечня соискатель не обнаруживал тех видов деятельности, которыми занимался, то используя метод исключения однозначно можно было говорить, что необходимо вступление в СРО и получение свидетельства о допуске к работам. Такая структура соответствия (привязка к видам работ и к объектам, на которых эти работы проводились) необходимости вступления в СРО просуществовала до июля 2017 года. Второй этап саморегулирования в строительной отрасли мы связываем с новыми реформами, началом которых можно установить уже упомянутые изменения Градостроительного кодекса, вступившие в силу с июля 2017 года и продолжающиеся в настоящее время. Основные нововведения законодательства, актуальные и на сегодняшний день I. Отмена допусков СРО. Допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, с 1 июля 2017 года не действуют, требовать их наличия от участников закупок нельзя. А в отношении субподрядчиков законодатель сделал уточнение – что им допуски не обязательны. Понятие «свидетельство о допуске к работам» (допуск СРО) заменено выпиской из реестра членов саморегулируемой организации (выписка СРО). Выписка из реестра членов саморегулируемой организации – это единственный документ, подтверждающий членство в саморегулируемых организациях в сфере строительства. Действующая форма утверждена Приказом Ростехнадзора № 86 от 04.03.2019 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации». Срок действия бумажной выписки составляет всего один месяц с даты ее выдачи. Кроме выдачи бумажной выписки, саморегулируемая организация вносит сведения о взносах в компенсационные фонды, уровнях ответственности и другие данные в реестр членов СРО, размещенный на своем официальном сайте. Также эти сведения направляются в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций для внесения сведений в Единый реестр членов саморегулируемых организаций. Контрольным органом за деятельностью строительных СРО является НОСТРОЙ (национальное объединение строителей), в ведении которого находится Единый реестр всех строительных СРО и соответственно Единый реестр всех строительных компаний - членов СРО строителей. Национальное объединение проектировщиков и изыскателей - НОПРИЗ, осуществляет контроль за деятельностью проектных и изыскательских СРО, в ведении которого находится Единый реестр всех СРО проектировщиков и изыскателей и единый реестр их членов соответственно. II. Установлен принцип региональности для саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. С июля 2017 года вступление в строительные СРО осуществляется по субъектам федерации, то есть по региональному принципу. Местонахождение юридического лица, его юридический адрес или место регистрации индивидуального предпринимателя (прописка) определяет регион, в котором необходимо выбрать строительную СРО для оформления членства. Членство для проектных и изыскательских компаний экстерриториально. Проектные и изыскательские СРО вправе принимать участников из различных регионов. III. Национальный реестр специалистов. До июля 2017 года минимально необходимое количество специалистов для получения заветного членства определялось внутренними различными регламентами СРО. Доходило до абсурда, когда на открытие нескольких видов работ, не говоря уже о допуске к особо опасным объектам, необходимо было иметь огромный штат сотрудников. Требования не были едины. На одни и те же виды работ в одной СРО нужно было предоставить документы на четверых специалистов, в другой двенадцать, в третьей восемьдесят шесть (это не шутка, это из нашей практики). Ведение в Градостроительный кодекс в 2017 году унифицированных норм о минимальном количестве необходимых специалистов с одной стороны уменьшило требования, с другой – откатило систему к дополнительному регулированию. Так в ведении контрольных органов за саморегулируемыми организациями появились национальные реестры специалистов (НРС). Сроки вступления в СРО увеличились за счет необходимости внесения сведений о сотрудниках предприятий в соответствующий реестр. Специалисты по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должны быть внесены в НРС НОСТРОЙ, специалисты по организации выполнения работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации в НРС НОПРИЗ. В большинстве случаев (при оформлении членства в СРО на минимальный уровень ответственности) достаточно иметь в штате по основному месту работы не менее двух специалистов из реестра. При открытии допуска к особо опасным объектам требования к штату работников увеличены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2017 N 559 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов». IV. Фактический уход от видов работ при определении необходимости членства в СРО. В настоящий момент руководствоваться видами работ из 624 Приказа Минрегиона в связке с необходимостью вступления в СРО нельзя. Тогда как же определить кому надо СРО и когда не требуется вступление в СРО? Ответ на этот вопрос содержится в различных статьях Градостроительного кодекса, скомпилировав которые можно сделать вывод, что членство в саморегулируемой организации требуется при выполнении работ по договрам о: строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и сносе объектов капитального строительства (СРО строителей) подготовке проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым (СРО проектировщиков) выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства (СРО изыскателей) заключаемыми с (где стороной по договору выстапают): застройщиком (если застройщик осуществляет строительство самостоятельно, без привлечения технического заказчика и/или подрядчиков, ему самому необходимо вступить в СРО) техническим заказчиком (членство в СРО обязательно для самих техзаказчиков; фактически они с 1 июля 2017 года, не могут, а обязаны выполнять функции организатора строительства – генподрядчика) лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (с управляющими компаниями, ТСЖ и пр.) региональным оператором (с лицом, ответственным за капитальный ремонт зданий, сооружений, за которые собственники указанных зданий, сооружений ежемесячно вносят взносы в фонд капитального ремонта такого регионального оператора) лицом, получившим разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности для выполнения инженерных изысканий. Членами СРО должны быть участники закупок любых изыскательских и проектных работ. Исключение предусмотрено для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юридических лиц с государственным участием, но только по видам контрактов, описанных в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1. ст. 48 ГрК РФ. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому. Участники закупок любых работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства также должны состоять в СРО. Существует три исключения. Первое – по аналогии с проектно-изыскательскими работами – ч. 2.2. ст. 52 ГрК РФ. Второе предусмотрено для подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 10 млн руб. – ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ. Третье исключение – для осуществляющих снос объектов капитального строительства, по договорам на сумму не более 1 млн руб. – ч. 5 ст. 55.31 ГрК РФ. Согласно ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, членство в СРО для субподрядчкиков не является обязательным. Вместе с этим заказчики работ в большинстве случаев ставят условием заключения договора наличие у исполнителя членства в СРО, т.к. вправе устанавливать свои требования, не противоречащие действующему законодательству, ведь эти нормы не носят императивный характер.