Найти числа: задача на еженедельном мат.конкурсе для ТРЕТЬЕКЛАССНИКА

Тема в разделе "Общение", создана пользователем chnav, 18 апр 2022.

  1. Gambler

    Gambler Форумчанин

    Двойные и тройные интегралы не потяну, но если мы про логику, то про систему исчисления в задаче тоже не сказано...
    Допустим, что n - количество цифр в системе исчисления, тогда Т+1=n, T=n-1...
    К=(Т-1)/2=n/2-1, здесь помечаем, что решение только для "чётной" системы...
    О=n+К-Т=n+n/2-1-n+1=n/2...
    Т.е. для "чётной системы исчисления" решение есть...
    У сметливого третьеклассника появляется шанс раскатать препода за неполные условия задачи...

    UPD...
    Решение можкт быть ошибочным...
     
  2. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор Команда форума

    Так ведь не сказано, что это вообще такое. Может это КТО-то загнал какого-то КОТа на ТОК, чтобы он погонял там мышей.
    А интересно, есть ли решение в 3-ичной системе счисления?
     
  3. igor kruchkovskiy

    igor kruchkovskiy Форумчанин

    Не логично полагать, что разные буквы могут быть одинаковыми цифрами, запрещённый пример, аналогия в анекдоте.Находить решения для бесконечного числа систем счислений, немыслимо, потому как нужно конкретные три числа записать.
     
    chnav нравится это.
  4. igor kruchkovskiy

    igor kruchkovskiy Форумчанин

    Вчера племянникам показал задачу.Сегодня до меня дошло, простая истина.От перестановки слагаемых сумма не меняется T+O = O + T, при этом O не равно K, следовательно T+O>9 и O+T>9.Отсюда можно сделать вывод, что T+O+1-10=O (уже здесь понятно, что T=9, но не суть) и O+T-10=K.Вы спросите откуда взялись единица и десятка в равенстве.Еденица появилась из-за того, что десяток переходит из разряда единиц.Десятка появилась по причине, что T+O и O+T больше девяти. Приводим к общему равенству, сокращая одинаковые выражения в левой и правой части равенства придем к довольно простой вещи, что O-1=K.Так как O+T-10=K, следовательно O-1=O+T-10, после всех сокращений и перестановок получаем T=9.Так как K+K+1=T, то K=4.Из равенства O-1=K следует, что O=5.
     
    Последнее редактирование: 2 май 2022
  5. Геннадий_Ив

    Геннадий_Ив Форумчанин

    1) В таких задачах по умолчанию действуют условия:
    — система счисления десятичная 1.1
    — незначащие цифры не используются ( т е старшие разряды - не нули) 1.2
    — одинаковые буквы - одинаковые цифры, разные буквы - разные цифры 1.3
    2) Чтобы видеть и понимать условия, надо знать арифметику (правила действий в столбик). Младшим детям , стало быть, рано.
    3) Логика - она одна, так называемая математическая. Женская - не для этих задач.

    Возможные варианты соединяются союзом ИЛИ: логическое сложение. Некоторые условия действуют одновременно, соединяются союзом И: логическое умножение. Все условия, в совокупности , арифметически равны единице ( ИСТИНА ).

    Попробуем расписать КЕТ + КТЕ = ТЕК
    Для младшего разряда возможны три случая (1 ИЛИ 2 ИЛИ 3)
    [ (Т + Е < 10) + (Т + Е = 10) + (Т + Е > 10) ] = 1
    Одновременно с первым условием действуют еще два:
    [ (Т + Е < 10)*(Т+Е = К)*(Т+Е = Е) + (Т + Е = 10) + (Т + Е > 10) ] = 1
    Первое слагаемое противоречит условию по умолчанию 1.3 : одна и та же цифра обозначена буквами К и Е. Первое слагаемое поэтому всегла ЛОЖЬ, арифметически НОЛЬ и может быть опущено ( удалено, стерто)
    [ (Т + Е = 10) + (Т + Е > 10) ] = 1
    Первое слагаемое (теперь первое из двух) означает что К=0 (правило сложения для младшего разряда):

    [ (Т + Е = 10)* (К=0) + (Т + Е > 10) ] = 1

    Но тогда К - незначащий ноль в старшем разряде, запрещенный по умолчанию. Вариант остается единственный.

    (Т + Е > 10) = 1
    В соответсятвии с правилами сложения одновременно с этим условием работают еще три (для каждого из разрядов соответственно)

    [ (Т + Е > 10)* ( Т + Е = К + 10)*(Е + Т = Е - 1 + 10)*(2К = Т - 1)] = 1
    Эти три условия образуют привычную для взрослых систему уравнений, имеющую единственное решение.

    Резюмирую: все решаемо, если знать правила и иметь хорошую память. Младшие правил еще не знают, старики страдают памятью (поэтому упускают варианты и делают ошибки), а четвероклассники справляются.
     
    Gambler нравится это.
  6. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор Команда форума

    @X-Y-H,
    Ваша дочь что-нибудь поняла из выше приведенных уважаемым Геннадий_Ив, выкладок, или она решила эту задачку проще?
     
  7. Геннадий_Ив

    Геннадий_Ив Форумчанин

    Задачку на умножение решил Екселем
    СЕЛ*СЕЛ = ПОДСЕЛ
    Если СЕЛ = х, а ПОД = у, то
    х*х = 1000у + х
    или
    у = х*(х - 1)/1000
    Вычислил всевозможные у от х=102 до х=987 и выбрал из них целые. Их оказалось 2:
    у = 376 и у = 625.
    Тогда ПОДСЕЛ = 141376 или 390625.
     
  8. Gambler

    Gambler Форумчанин

    Это иксЫ 376 и 625... И исходя из того, что П и Д - цифры разные, то подходит исключительно x=625...

    Должно как-то решаться проще и без перебора...
     
  9. Gambler

    Gambler Форумчанин

    Задача про ПОДСЕЛ...

    Решение:
    Начало как предлагалось выше:
    СЕЛ=x,
    ПОД=y,
    Далее оцениваем величину x.
    Макс. ПОДСЕЛ=987654,
    Мин. ПОДСЕЛ=123456,
    это даёт диапазон x: от 352 до 993, или точнее (с учётом разных цифр в составе x): от 352 до 987.

    x×x=1000*y+x,
    x*(x-1)/1000=y,
    y - целое, поэтому произведение x*(x-1) должно быть кратно тысяче...
    Оно будет кратно тысяче, если x кратно 2, а (x-1) кратно 500, x кратно 4, а (x-1) кратно 250 и т.д....
    Всего "пар кратности" 12, это:
    2 500,
    4 250,
    8 125,
    10 100,
    20 50,
    25 40, и наоборот:
    500 2,
    250 4, и т.д.

    Относительно быстрая проверка (без перебора не обошлось) показывает, что из 12 пар "рабочими" являются только две:
    8 125 и 125 8...
    Из одной из всего диапазона иксов подходит x равный 376, а из второй - x равный 625...
    Проверяем, 376 вычёркиваем по причине совпадения П и Д, что исключено, а вот 625 подходит...
    Ответ: ПОДСЕЛ=390625...
    --- Сообщения объединены, 4 июн 2022, Оригинальное время сообщения: 4 июн 2022 ---
    СЕ+С+С=ЕЕ,
    2С=10,
    56+5+5=66
    Или:
    12С=10Е,
    6С=5Е
    Если С и Е от 0 до 9 и целые, то С=5, а Е=6...

    Остальные кто-нить решал?
     
    Последнее редактирование: 4 июн 2022
  10. ak_evg

    ak_evg Супермодератор Команда форума

    Gambler, название темы читал? Для третьеклассника!
     
  11. Gambler

    Gambler Форумчанин

    Кратность довольно рано проходят...
    Помните, на форзаце учебника 1, 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17 и так почти до тысячи? Конкретно в этом случае:
    1000=2×2×2×5×5×5, отсюда и пары кратности...

    ОК, тогда почему не возмущены решениям с применением Экселя для задачи мат. олимпиады?
    В любом случае, "велком" Ваш вариант для третьеклассника...

    Аааа.... Или Вы в смысле, что задачи для третьеклассников и нам их решать в наши года зазорно?
    Зазорно НЕ решить в наши года задачку для третьеклассника, ну или не попытаться хотя бы... Я щитаю...
     
  12. ak_evg

    ak_evg Супермодератор Команда форума

    вопрос не в зазорности, а в методах решения.
     
  13. Gambler

    Gambler Форумчанин

    Диапазон выкидываем, он лишний... Просто примечаем, что x от 300 до 999 где-то, пригодится при переборе...
    Остаётся лишь понятие о кратности... Третьеклассник осилит, если догадается перебирать по бОльшей из двух, присутствующих в паре: 500, 250, 125 и т.д....
     
  14. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор Команда форума

    Зачем третьекласснику сложные способы решения, если можно простыми?
     
  15. Gambler

    Gambler Форумчанин

    Я не против простого решения... Поэтому привёл самое простое решение, которое смог найти...
    Предложите своё, ещё проще...
    С удовольствием гляну... Без сарказма...
     
  16. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор Команда форума

    Строго для 3-его класса. Чтобы получить при умножении самого на себя 2-узначных чисел в произведении в конце получалось только такое же 2-узначное число, есть только 1 вариант: 25. Ну, а дальше совсем просто: из 5-ти возможных: 325, 425, 625, 725 и 825 только 625 даст в конце 625.
     
  17. Gambler

    Gambler Форумчанин

    Ошибка...
    Если бы внимательнее следили за обсуждением, то знали бы, что и квадрат 76 тоже оканчивается на 76... Может, ещё какие-то есть...
    Чтобы это выяснить, надо 99 чисел в квадрат возвести... Хотя... Не 99, а только те, которые оканчиваются на 1, 5 и 6, их около 30...
     
  18. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор Команда форума

    Согласен. В таком случае проверить надо: 376, 476, 576 и 876. Только 376 даст в конце 376. Но П≠Д, значит остаётся только 625*625=390625.

    Может...
     
  19. igor kruchkovskiy

    igor kruchkovskiy Форумчанин

    Задача оказалась довольно простой. Л*Л (достаточно знать квадраты чисел 0-9 или перебрать, что занимает мало времени и труда)может быть только 25 или 36. Е*Е всегда не влияет на Е( второй знак с права), так как это десятки и результат всегда больше 100, результат умножения не затрагивает единицы и десятки.Отсюда ЕЛ 25 или 36.С также либо 6 либо 5, так как С*С это сотни и влияет на результат умножения, правой части равенства, например 36000 и 25000 или 49000.Отсюда есть четыре варианта 625, 636,525,536(СЕЛ).Два из них отметаются по причине одинаковых знаков.Возводим в квадрат два варианта, и получаем 390625 и 287296.Оставляем первый вариант по той же причине.
    --- Сообщения объединены, 6 июн 2022, Оригинальное время сообщения: 6 июн 2022 ---
    Ошибочное решение, чет с утра перемудрил.
    --- Сообщения объединены, 6 июн 2022 ---
    Фактически задача сводится к ЕЛ*ЕЛ=СЕЛ, 25*25=25+С*100 ,25=1+С*4 , С=24/4=6 итог СЕЛ=625.Не знаю умеют ли в третьем классе выносить множитель за скобки или делить обе части уравнения на общий множитель.
    --- Сообщения объединены, 6 июн 2022 ---
    Решение не полное, но наводит на размышление.
    --- Сообщения объединены, 6 июн 2022 ---
    Вариант с ЕЛ=36 не приходит так как C получится дробью.
    --- Сообщения объединены, 6 июн 2022 ---
    Очевидно, что 100 должно быть кратным ЕЛ в противном случае C дробь.
     
  20. Gambler

    Gambler Форумчанин

    КОКА+КОЛА=ВОДА...

    А=0, О=9 - без вариантов...
    К+Л=10+Д...
    Т.к. О=9, то В - нечётная: 3, 5 или 7 (9 уже занята)...
    Если В=3, то К=1 - не подходит, т.к. К+Л не "перескочит" через 10 (9 уже занята)...
    Если В=5, то К=2 - опять не подходит, т.к. К+Л при этом максимум 10, Д=0, а ноль занят...
    Если В=7, то К=3, Л=8, Д=1 - всё "рОвно"...
    Итого: 3930+3980=7910...

    Эта задачка точно для третьеклассника...
     
  1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление
  1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление