Есть вероятность покупки БПЛА. Съездили на демонстрацию комплекта в ПРИН, GeoSkan 101 с дальнейшей обработкой в PhotoScan, результат по сравнению с яндексом отличный, немного смутило, что высотные объекты имеют артефакты по контуру (крыши домов, провода ЛЭП). Примеры тут http://prinwings.ru/interest/73-downloads Интересно было бы знать мнение людей занимающихся аэрофотосъемкой. 1. Какими БПЛА пользовались? 2. Какие БПЛА рассматривали при покупке или выборе? 3. Есть ли разница пилотируемого самолета от маленького беспилотного? 4. В чем плюс GNSS приемника на борту? Быстрее обработка или все же ортофотоплан будет красивее? 5. Есть ли смысл переплачивать за NEX-7R, при общей стоимости комплекта в 1 лям, переплата на 20-30тыс. небольшая, а пикселей в полтора раза поболее и класс фотика повыше. 6. Какой объектив используется 35мм, байонет Е? Можно ли использовать переходник с другим объективом? Например переходник LA-EA4 и светосильный объектив SAL-50F14Z 50мм, по идее короче выдержка - меньше смаза на снимке. 7. C каким ISO производится съемка? Наши задачи: 1. основное - отснять 2 города по 500кв.км для кадастра в масштабе 1:500 - 1:1000 2. деревни по району шт.50, каждая площадью в пределах 1-100га в масштабе 1:(500-1000) 3. текущие топосъемки небольшие кусочки чаще всего 1-2га, временами до 50-100га, масштаб 1:200 - 1-500. Из рассмотренных БПЛА понравились пока 2: Geoscan 200 и Supercam-350 (он же Chelpiper-75). Оба аппарата подкупают большой продолжительностью полета 3-4 часа. И в теории больше размах крыла - меньше "болтанка".
первая модель пока что "темная" лошадка, вторая модель летает два года уже - полет нормальный. посмотрите ещё модель S240-F похожа на 101, но без пенопласта. и как более дешевую альтернативу S350-F можно посмотреть S250-F - характеристики чуть слабее, но и цена пониже. --- Сообщения объединены, 27 мар 2014, Оригинальное время сообщения: 27 мар 2014 --- Gatewing x100, Trimble UX5, GeoScan101, S240-F, S250-F, S350 и S350-F (они же суперкам), zala, красноярские и т.д. см. пункт 1. у каждого бпла нашел свои и плюсы и минусы. есть. разница не только в размерах, но и в технологии работ и обработки. смотря какой gnss на борту и смотря какая наземка. по сути отпадает необходимость в опознаках на земле, их привязке и дешифровке. но появляется необходимость установить в районе работ одну, а лучше пару базовых gnss станций для привязки бортового приемника. на красивость ортофотплана наличие или отсутствие на борту gnss не влияет. кроме покупки бпла вам ещё необходимо заранее озаботиться легальностью использования этой технологии. а это уже отдельная песня.
скажу так, что если бы эти модели стоили 1,5-2 млн. рублей - они были бы вне конкуренции со всем, что есть в их классе. при нынешней цене, считайте что вы платите производителю премию за гарантированный результат.
Ни в коем случае не верьте производителям, без конкретного показа обработки снимков созданных с помощью БПЛА в топографический план. Очень много сейчас появляется сказочников уровня "магазин на диване"
Если материалы будут сдаваться как аэрофотосъёмка - то лицензия на картографическую деятельность, лучше еще и с лицензией ФСБ. Для выполнения полетов - уведомительное разрешение на полет на определенную территорию, место и время. Этот процесс отлаженный, занимает от 3-х до 5-ти дней. Чем популярнее будет метод, тем меньше будет пробелов в законодательстве. Всё течёт, всё меняется... Ведь недавно и GPS приемник без разрешения ФСБ купить нельзя было ;)
desx, здравствуйте! Прежде всего, хотелось бы сразу отметить банальную вещь, аэрофтосъемка с БПЛА, особенно для достижения "топографических" результатов, это сложная и кропотливая работа, которая требует профессионального подхода и поэтому у вас в штате обязательно должен быть человек знающий хотя бы азы фотограмметрии и аэрофотосъемки и заинтересованного в получении результата. По сложности обработки это сопоставимо с обработкой традиционной аэрофотосъемки, а может даже сложнее, так как в традиционной аэрофотосъемке используются метрические (калиброванные) камеры, гироплатформы и т.д., а случае БПЛА - малоформатные неметрические камеры, огромное число снимков,большие углы, шторные затворы и т.д. Исходя из нашего опыта, основная проблема аэрофотосъемки с БПЛА - неустойчивость аппарата в полете, отсюда большие углы (до 15-20 град) при которых выполняется съемка, что крайне негативно сказывается на точности получаемых данных. Причем эти углы меняются от кадра к кадру в больших диапазонах, поэтому желательно летать в маловетренную, а лучше вообще безветренную погоду. Вот тут-то приимущество даже легкого самолета очевидно - он гораздо стабильней в полете. Теперь о точности получаемых данных: точность масштаба 1:500 получить не удасться, точность масштаба 1:1000 возможно получить при очень тщательном выполнении всех этапов работы. Речь следует вести о точности масштаба 1:2000, как о наиболее реальном результате. Кроме того, мне кажется довольном смело без опыта работ замахнуться на объект площадью 500 км.кв,особенно застроенной территории, ведь это почти 50 часов полетов БПЛА и примерно 50000 кадров съемки. Конечно, смелость города берет, но все таки, надо предварительно все взвесить. Особенность съемки застроенной территории с БПЛА, для получения метрических ортофотопланов, заключается в кропотливом процессе генерации и фильтрации плотных облаков точек, на основании которых затем генерируется ортофотоплан. Для этого необходимо учесть массу тонкостей, причем в каждом случае, разных. По своему опыту могу сказать, что аэрофотосъемка с легких БПЛА хороший инструмент на площадях до 10 км.кв. Вообщем, тут много о чем можно говорить и писать, но все таки попробуйте договориться с потенциальным поставщиком, пусть они приедут, отснимут фрагмент вашего объекта, обработают, а вы уже по результатам будете принимать решение. Если будут вопросы, с удовольствием отвечу.
Картографическую лицензию никто не отменял. Про получение разрешений см. здесь http://prinwings.ru/uav/83-2014-03-15-12-27-32 --- Сообщения объединены, 30 мар 2014, Оригинальное время сообщения: 30 мар 2014 --- Лучше уж ставить RX1 - там полная матрица.
Отменили, оставили только для работ федерального значения, так хватает одного СРО... А про разрешение спасибо почитаю...
прочитал, ничего про генштаб на афс не сказано, а оно как бы главное, остальное всё всторостепенное... --- Сообщения объединены, 31 мар 2014, Оригинальное время сообщения: 31 мар 2014 --- вот такой списочек:
Спасибо за ответ, хороший у вас выбор беспилотников, заеду как буду в Москве. Если в ближайшее время планируете показательные полеты, телеграфируйте, буду рад участию. 8 903 733 01 44 1. Да, вот вопрос времени, для понимания трудозатрат очень важен. Насколько процесс автоматизирован? Сколько может занять обработка снимков для получения ортофотоплана на территорию 500кв.км.? Масштаб пока не так важен, пусть для упрощения задачи, 1:2000. И если можно, еще пара вопросов: 2. Есть ли секрет как разместить такой объем планшетов в AutoCAD, как подложку? Если нет, какое ПО рекомендуете для отрисовки поверх планшетов несложной векторной графики (полилинии, текст). 3. Как стыкуются снимки сделанные в разное время суток? К примеру делаю большой массив, не успел сегодня все отснять, закончил вечером, с утра освещенность изменилась, облачность, дымка, тени развернулись. Программа даст сбой, и все опознаки указывать вручную? Или такие вещи не делают и план полета прокладывают вдоль оси Х или У и потом отсечение фотоплана вчера-сегодня по границе планшета?
Вот стати, RX1 с несъемным объективом 35мм и f2 и NEX-7R с объективом SAL-50F14Z 50мм и f1.4 на одном и том же ISO выдержка у кого будет меньше? На сколько важнее полная матрица или светосильный объектив? Или объективы с переходником в легких БПЛА не рассматриваются?
1. Если вы планируете использовать для обработки Agisoft Photoscan Pro, то процессы там автоматизированы процентов на 90. Если говорить о затратах времени, то многое будет зависить от компьютера и принятой схемы обработки. Итак исходя из того, что 500 кв.км. это около 70 тыс.снимков с разрешением 10 см, для камеры Sony NEX 5, (а скорее будет больше, наверное по 100 тыс.), то все сразу обработать не получится. Оптимально выполнять обработку блоками по 1-2 тыс. снимков, т.е. таких блоков будет около 70. Для каждого блока необходимо выполнить следующие процедуры: Режим предварительной обработки в режиме низкой точности: 1. Поиск общих точек и взаимное ориентирование - 1 час., делается автоматически 2. Отбраковка снимков с большими углами наклона (крен и тангаж более 10 гр.), вручную - 1 час Режим основной обработки: 1. Поиск общих точек и взаимное ориентирование - 4 часа, делается автоматически 2. Указание опорных точек не менее 10 на кв.км. - 1 час, полуавтомат. 3. Оптимизация фотограм. модели по опорным - 0.5 часа, автоматически 4. Создание плотного облака точек для восстановления рельефа - 6 часов, автоматически 5. Построение полигональной модели местности для ортотрансформирования - 0.5 часа, автоматически. 6. Вывод ортофотопланов с разрешением 10 см, размер 1х1 км - 2 часа Итого на 1 блок около 16 часов, если будет очень быстрый компьютер то может чуть быстрее, т.е. на весь объем около 1000 часов на одном ПК. Особая история - анализ полученных ортофотопланов на наличие артефактов (дефектов), особенно на застроенных территориях и их исправление. Размер ортофотоплана 1х1 км (это как раз планшет 1:2000) примерно 30 мегабайт в jpg, в Автокаде комфортно работать с 5-7 такими ортофотопланами, т.к. при подгрузки он распаковывается, увеличиваясь в размерах до 10 раз. Учтите, при подгрузки ортофотопланов Автокад не сажает его с учетом файла пространственной привязки, т.к. не умеет с ним работать. Лучше использовать Civil или Map. К снимкам сделанным в разных условиях освещенности программа относиться хорошо - это практически не сказывается, кроме совсем уж крайностей. Маршруты планируется исходя из геометрии объекта с учетом минимизации числа снимков и разворотов. Для аэрофотосъемки лучше иметь матрицу максимальных размеров.
GEOSalut, Расскажите, как обстоит дело с авариями, потерями БПЛА? Как то страшновато потерять аппарат за 1-2 миллиона...
Аварии бывают, куда же без них. Но есть сервис и ремонт (кстати не отечественные модели недорогой). По мере налёта придёт опыт и всё будет в порядке. Про потери - они тоже возможны, но я лично про них давно не слышал. Да и от потери можно подстраховаться - есть радиомаячки, есть gsm сигналки (обычно опционально). При желании всегда можно отыскать свой бпла. Если говорить о бпла с продолжительностью полета 1-1,2 часа, то тут можно сказать, что вся работа происходит у вас на глазах.
Не соглашусь с GEOSalut, даже малые БПЛА способны улететь за 15 км от точки старта. Так что на глазах - это вряд ли.
Вопрос не в том, что и куда способно улетать (15 км - это потому что аналоговый канал связи дальше не позволяет? ставьте цифровой...). Вопрос в том, что для съемки участка 2-3 кв. км. не имеет смысла быть далеко от объекта съемки (бывают исключения типа нет места для старта и посадки). Тем более, если используется бпла типа геоскан или S240-F с небольшим временем нахождения в воздухе.