А вот вопрос из области маркшейдерии. Требуется осуществить сканирование туннеля шахты, где связи со спутником, сами понимаете, нет. В наличии: вагонетка с колёсами, рельсовый путь, лазерный сканер и ИНС на основе гирокомпаса. Как осуществить сканирование, чтобы в результате получить модель туннеля с привязкой по координатам? Длина туннеля, метров 300. Координаты начала пути получить можно. А дальше? На протяжении 300 метров как осуществлять позиционирование?
Не, Вы не поняли. Это не хитрый ход. У ИНС, даже у очень хорошей, без связи с GPS или ГЛОНАСС дрейф позиционирования будет неприемлем для проведения работ по сканированию минут через 10 после старта. Максимум 15. Для высокоточного позиционирования вообще после 5 минут без связи с GPS или иной спутниковой системой позиционирования результат позиционирования будет иметь погрешность, которая для заказчика работ может быть неприемлемой. Безусловно, ИНС будет необходима, но как решить вопрос с позиционированием по истечении времени, когда рубеж допустимого дрейфа будет пройден? Это конкретный вопрос маркшейдеров, на который я, как не маркшейдер и не геодезист, затрудняюсь ответить. Вот и решил задать вопрос всем вам, кто с геодезией и маркшейдерией знаком не понаслышке.
видимость на эти 300м есть?... http://www.youtube.com/watch?v=xqd-J7m3 ... re=related - что-то вроде этого...
Видимости на 300 метров нет. 4 или 5 поворотов и снижение относительно точки старта. Величину снижения не знаю.
А что такое ИНС? А маркшейдерский тахеометр или теодолит есть у вас? Не особо представляю как на практике осуществляется сканирование. Но раз координаты начала рельсового пути определить можно, то я бы просто определил координаты всего рельсового пути. А потом все что насканировал сканер(пардон за туфтологию) насадил бы на этот путь.
Как это сделать? Звучит как панацея для такого рода задач. Это пример из практики или пока тоже теоретические соображения? (Добавление) Инерциальная навигационная система. Позволяет осуществлять позиционирование при отсутствии связи со спутниковыми системами позиционирования. На основе гироскопа.
Ничуть не спорю, не воспринимайте как иронию. Просто было интересно, вдруг Ваше предложение уже опробовано на практике.
Yuxan - ну по гиротеодолитам и их применению эксперт Эсперыч - он подобные задачи выполнял. А ИНС вас имхо не выручит.
Да вот и я подумываю, что здесь ИНС будет не сильно полезна.. Какой бы точной она ни была, зависимость от связи со спутниками у неё очевидна. Здесь больше понадобился бы хороший гироскоп, чем ИНС... Иначе, чисто теоретически, надо будет каждые 50-70 метров делать марки и останавливать платформу каждые 50-70 метров (примерно каждые 15 секунд получается при скорости платформы 15-20 км/ч), чтобы откорректировать координаты ИНС относительно марок... Это то, что мне на ум приходит..
Yuxan Честно, не понял в чем проблема? Начало отсчета у Вас есть: Так в чем дело? Проложите ход по тоннелю, для контроля можете пробить в углах поворота азимуты гирокомпасом (гиротеодолитом, гиронасадкой и т. д.), а так же в конце хода. Я бы сделал так.
Спасибо, буду пробовать предлагать нашим маркшейдерам такое решение ибо я не очень точно представляю механизм выполнения работы таким образом.. То есть по-Вашему это не очень сложная задача в принципе? Я так понимаю, у нас все озадачились потому, что опыта выполнения таких работ нет..
ТехТоп, нет, по образованию я не инженер вовсе. Волею судеб я занимаюсь навигационным оборудованием на основе гироскопов, в том числе инерциальными навигационными системами.
Вопрос резонный, хоть и с иронией. Наши маркшейдеры - маркшейдеры. Большинство из которых геодезисты и маркшейдеры по образованию, аспиранты, не имеющие большого опыта работы под землёй. Пока не имеющие. Но работают под руководством опытных людей. Сообща решаем эту задачу. Не удивлюсь, если они её уже решили каким-то образом. Просто между нами несколько тысяч километров и я общаюсь с ними по интернету. Естественно не в реальном времени, а у кого как получится. Иронию принял. Но больше не надо иронизировать. Я же не иронизирую над геодезистами, которые спрашивают что такое ИНС. Во всём мире мобильное и воздушное сканирование ведётся активно и давно неразрывно связано с понятием геодезии. В России - пока нет. И это не вина геодезистов, что они никогда не работали на мобильной сканирующей платформе, а уж тем более на воздушной. У вас есть вопросы по этой тематике - я могу ответить без какой-либо тени иронии, у меня появились вопросы из области геодезии или маркшейдерии? Так почему это должно стать объектом ухмылки? Многие из вас здесь мегапрофессионалы своего дела с огромным опытом работы, я это признаю и ничуть не оспариваю. И именно поэтому обращаюсь к вам с вопросами. Прошу прощения за небольшой оффтоп.
Можно мои три копейки? Спасибо. Есть такое правило, некоторые его называют правилом хорошего тона - не писать сокращения. Я могу хоть трижды (четырежды, ..., далее по порядку) специалистом, но сокращения могу не знать (понимать, ..., далее по списку). Без обид, просто мысли вслух. Что такое "инерциальная навигационная система" я, если не знаю (так как не работал с этими системами, но в своё время изучал), то, во всяком случае, понимаю. Далее, я прекрасно понимаю, что современным маркшейдерам понятие гироскопии уже не понятно, ну не учат этому сейчас, может только в Питерском горном ещё преподают её (гироскопию), да в Бауманке может отремонтировали последний гирокомпас, который в 2009 году студенты поломали. Возвращаясь к Вашему вопросу: в принципе, ответ - создание сети в шахте (тоннеле и т. д.), есть в любом учебнике по маркшейдерии, одно но, в современных учебниках нет гироскопии, а есть способы, с моей точки зрения (я могу ошибаться, поправьте меня) ну уж слишком затратные, дешевле (опять же моё IMHO), всё же купить один раз гиротеодолит (гиростанцию, и т. д.) и работать. Если Вас интересует вопрос как работать с гироскопическим оборудованием, предлагаю перейти на личку, дабы не забивать тему сторонними постами.