ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ от 30 июня 2011 г. N ГКПИ11-608 Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., при секретаре С., с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. об оспаривании в части пункта 57 требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 412, установил: Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 412, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2008 г., регистрационный 12857, утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования), устанавливающие правила оформления межевого плана. Абзацем первым пункта 57 Требований предусмотрено, что сведения о категории земель образуемого земельного участка в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" должны соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о категории земель исходного земельного участка, а в случае образования земельного участка из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель - сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель (заверенная кадастровым инженером копия такого документа включается в состав документов приложения). Р. обратился и Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать пункт 57 Требований в части, обязывающей включать в состав приложения к межевому плану заверенную кадастровым инженером копию генерального плана населенного пункта, подтверждающего принадлежность земельного участка к категории земель населенных пунктов, противоречащим части 1 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. В заявлении укатано, что решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области Р. отказано в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в том числе по тому основанию, что в нарушение пункта 57 Требований в составе документов приложения отсутствовала заверенная кадастровым инженером копия документа, на основании которого внесены сведения о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель "земли населенных пунктов". Тем самым оспариваемым предписанием неправомерно ограничивается возможность приобретения гражданами имущественных прав на землю, поскольку без внесения в государственный кадастр сведений о земельном участке он не может участвовать в гражданском обороте, являться объектом прав как индивидуально-определенная вещь. Заявитель в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель Министерства экономического развития Российской Федерации Б.С. заявленное требование не признал и просил суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что Требования в оспариваемой части соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и прав заявителя не нарушают. Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б.Ю. полагала, что положение пункта 57 Требований, устанавливающее необходимость заверения кадастровым инженером копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель, нуждается в приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации. Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей об удовлетворении требования заявителя, суд находит заявление Р. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон) в частях 3 - 5 статьи 1 закрепляет, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе. В соответствии с Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Согласно пункту 13 части 2 статьи 7 Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок. В силу положений частей 6, 8 статьи 15, пункта 8 части 1 статьи 22 Федерального закона сведения о категории земель земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении (изменении) земельного участка к определенной категории земель. Из части 2 статьи 22 Федерального закона видно, что верность копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления вместо засвидетельствования в нотариальном порядке может быть заверена печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа. При этом представление копии соответствующего документа не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета соответствующий документ в подлиннике. Этот документ после его копирования органом кадастрового учета возвращается заявителю или его представителю при выдаче предусмотренной частью 3 статьи 21 Федерального закона расписки. Таким образом, из содержания приведенных законоположений следует, что кадастровый инженер не наделен полномочиями по засвидетельствованию верности копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель. В связи с этим предписание о необходимости включения в состав приложения к межевому плану указанной копии не может быть признано законным, поскольку противоречит нормам Федерального закона. Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: заявление Р. удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац первый пункта 57 требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 412, в части, обязывающей включать в состав приложения к межевому плану заверенную кадастровым инженером копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель. Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его изготовления судом в окончательной форме. Судья Верховного Суда Российской Федерации В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Jacob, почему? Lord, не могли бы отследить ситуацию, и в случае отсутствия обоснованного обжалования данного решения, известить об этом? Очень любопытный документ, спасибо..
потому что положения пункта 8 части 1 статьи 22 предусматривают предоставление документа о категории при учёте изменений, а при постановке такой документ можно представить исключительно в составе МП, по-другому никак. а теперь представьте, что будет если абзац будет признан недействующим.
Я это понимаю, что документы не обязательно предоставлять. В ряде случаев - можно, но лепить отказы из-за их отсутствия теперь уже будет нельзя - можно тыкать ЗКП в это решение.
Гражданину выдан договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка, под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности , в соответствии с решении исполкома городского Совета трудящихся 1954 года. Кадастровая палата отказывает в постановке на кадастровый учёт земельного участка, как ранее учтённого из-за того, что в решении исполкома нет категории земель[/b] и просит внести изменения в это решение . В городе одна категория земель-земли населённых пунктов . Подскажите, правомерен ли отказ в данной ситуации.
Я думаю, что неправомерен. Во первых, ничто не мешает кадастровой палате поставить участок на учёт без категории. Кадастровый учёт без категории. (Наведите курсор, чтобы раскрыть содержимое) Кадастровый учёт без категории. (раскрыть) Кадастровый учёт без категории. (свернуть) Вопрос: О возможности постановки на государственный кадастровый учет образуемых земельных участков в случае отсутствия сведений о категории земель и установленном разрешенном использовании в документах, представленных для проведения государственного кадастрового учета. Ответ: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 16 июня 2009 г. N Д23-1778 Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о возможности постановки на государственный кадастровый учет образуемых земельных участков в случае отсутствия в представленных для проведения государственного кадастрового учета документах сведений о категории земель и установленном разрешенном использовании и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Однако по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе. К уникальным характеристикам, позволяющим определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре отнесены: вид объекта недвижимости, кадастровый номер, дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, площадь. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведения о категории земель и разрешенном использовании относятся к дополнительным характеристикам земельных участков. Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации категорией земель и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются категория земель и разрешенное использование земельных участков (далее - исходный земельный участок), из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Таким образом, отсутствие сведений о категории земель и установленном виде разрешенного использования земельного участка в представленном для государственного кадастрового учета образуемого земельного участка межевом плане допускается в случае отсутствия указанных характеристик в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении исходного земельного участка и (или) в документах, на основании которых подготовлен межевой план (например, схемах расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий). Заместитель директора Департамента недвижимости В.В.АНДРОПОВ 16.06.2009 [hr] Во вторых, в данном случае кадастровая должна была категорию поставить "автоматом", п.5 ст.14 Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую":
Дурацкий иск, неразумное решение суда: признать недействующим - и дело с концом! Количество вопросов только увеличилось. Истцу было проще поступить так, как предложил turochak_dda. Единственное - сведения о категории земель в ГКН вносятся не "автоматом" (такого порядка 221-ФЗ не предусматривает, да и фраза "подлежат отнесению" не тождественна фразе "относятся автоматически" ), а в порядке информационного взаимодействия (ч. 8 статьи 15, отсылка к п. 13 ч. 2 ст. 7). А если орган власти медлит, вчинить ему иск за бездействие.