Применение одночастотного GPS для привязки инженерной геофизики

Тема в разделе "ПЕСОЧНИЦА", создана пользователем sodium, 2 апр 2012.

1. Добрый день!

По образованию и роду деятельности - я инженерный геофизик. Наша компания занимается инженерной сейсморазведкой и электрой. Для обработки этих данных требуется плановая и высотная привязка точек наблюдений. В силу особенностей методов нам совершенно не нужна геодезическая точность. 10 см - по высоте, и 5 см в плане нас вполне устраивают. Сейчас для привязки мы пользуемся тахеометром sokkia 530 (работаем как обезьяны - нас обучили нажимать 3 кнопки - нажимаем!..). Недавно встал вопрос о покупке второго тахеометра. Но, изучая рынок, я натолкнулся на современные одночастотные GPS.
    Цена у таких приборов более чем вменяемая, паспортная точность более чем устраивает. В связи с этим вопрос к бывалым:
    1. какова реальная точность, которую может достигнуть даже полуквалифицированный человек (есть опыт общения с Garminами и Trimble Ag132)?
    2. насколько удобно работать с такими приёмниками по сравнению с тахеометром (если всё работает, как описано в буклетах, то это позволит значительно увеличить скорость работ, а главное уменьшить кол-во человек, занимающихся привязкой)?
    3. устойчиво ли работает прибор в городских условиях, на стройплощадках, в лесу, в горах?

2. urban

urban Форумчанин

Ну а чем это не геодезическая точность? Даже пятисотка в эти параметры ложиться, вам как раз и нужна практически максимальная точность, которую сейчас можно достич в режиме RTK, в статике можно и точнее конечно, раз в 10, но зато выносить не сможете и этот процесс дольше.
    Если нужно RTK и выноски то одночастотники не подойдут, только двух.

3. Получается, что данные в таблицах характеристик не достижимы? :(
    Как же "... Точность при кинематической съемке СКО в плане ±(10мм+1ppm) СКО по высоте ±(20мм+1ppm)..." (http://www.gis2000.ru/equipment/gps/trimble/r3/)

Я кстати не упомянул, что указанные точности относительные.

4. Сергей Флерко

Сергей Флерко Форумчанин

Это пост-сеансная обработка в специализированном ПО и при работе двумя приемниками (база+ровер). Точность то достижима, но подойдут ли Вам такие методы работы?

5. А какова точность при работе одночастостным приёмником типа Trimble R3?..
    Под работой 2 приёмниками Вы имеете ввиду псевдодифференциальный режим, когда в показания движущегося приёмника (ровера) вносятся поправки, рассчитанные по показаниям неподвижного приёмника - базы (ну это естесвенно очень грубо говоря).

Что касается обработки координат, то в принципе это меня не сильно пугает. К сожалению, я до конца не понимаю математику процесса (если моё предположение вообще верно) . Написать скрипт, который вычислит какое-либо среднее по показаниям неподвижной базы и вычтет из лога базы, тем самым получив поправку, а потом введет эту поправку в показания ровера, в принципе нет проблем. Но специализированное ПО на то и специализированное, чтобы делать что-то более умное или нет? Насколько это ПО доступно (можно ли скачать взломанное или купить, сколько стоит)?
    Как сложно в нём работать (нажать последовательно 3 кнопки с чудесными параметрами или каждый раз требуется вдумчиво подбирать параметры, оценивать результы переобрабатывать)?

Вот на авите нашел такое объявление: http://www.avito.ru/items/moskva_oborudovanie_dlya_biznesa_gps_trimble_r3trimble_4600_44164925
    Такого комплекта хватит? Или нужно что-то классово другое?

6. Джонхаб

Джонхаб Форумчанин

Не заморачивайся на РТК, дорого и сложностей хватает, бери два одночастотника на ФИРМЕ с программным обеспечением по обработке, дадут Spectra Precision Survey office, вполне для обработки статики и не сложно, как было в TGO.
    Ставишь один приемник на исходный пункт, вторым снимаешь по 30-60мин на точках, считать научат на фирме, несложно, подключи геодезиста на первых порах что-б не вылететь с района работ::biggrin24.gif::, ромашкой на 10-20 км. точности хватит с головой, в лесу всегда можно очистить немного небосвод, в городе сложнее, но тахеометр в помощь.все ИМХО, за ромашку не пинайте сильно, для геофизики хватит, сам бывший.

7. Bruse

Bruse Форумчанин

этож сколько он времени будут тратить на съемку? На днях видел километры проложенных кабелей (так понял сейсморазведка) с датчиками через каждые 50 метров наверное, так до мусульманской пасхи снимать можно в статике или быстрой статике. РТК да, не нужен. Стоп-энд-гоу чем плох?

1. http://injzashita.com/rejimi-i-metodi-sputnikovix-geodezicheskix-izmereniie.html ( не понял как ссылки теперь ставить)
    2. все верно, если открытые пространства, типа болота, кустарники, то идеально
    3. тут определенно сказать не могу, в городе не работал, в горах тоже. В лесу должен быть открытый небосвод, в кустах еще можно. В вековом лесу не будешь же на каждом датчике деревья рубить....Хотя....

sodium нравится это.
  8. urban

urban Форумчанин

Работал и в лесу и в горах и в городе, можете и в "стоп энд гоу" одночастотником работать но в лесу всё равно придётся стоять не меньше 10 минут (лучше 20 чтобы вылетевших точек меньше было и переснимать не ходить) это при наличии хотябы 5 спутников, двухчастотником время можно сократить раза в 2 но не более, а долго это или нет это вы сами решайте, на мой взгляд лучше чем РТК в лесу пока ничего не придумали (да и вообще везде где ловятся спутники), при наличии фиксированного решения точка снимается за 1 секунду, листва мешает но не так сильно как пишут некоторые (для тахеометра это более актуально), бывает не фиксируется и на открытых пространствах, это зависит и от оборудования. По поводу гемороя с РТК настройками, тоже сугубо индивидуально, тут главное 1 раз настроить и забыть (со временем разберётесь и сами сможете настраивать как хотите), а сама работа это 3 кнопки нажать, (если всё настроить могут работать и дети и рабочие лесорубы ::wink24.gif::).

9. Bruse

Bruse Форумчанин

urban, на одном объекте из-за ивняка в лом было висячку с тахеометра кидать, чтобы хоть какой-то рельеф получить. Решил в РТК заснять, веху взял 4.6 м, ивняк 5.5 м, не помогло. Только перематерился, цепляясь проводом за кусты и постоянные потери спутников. Хотя может повлияло то что был одночастотник....

10. Сергей Флерко

Сергей Флерко Форумчанин

Долго ждали фиксированного решения?

11. Bruse

Bruse Форумчанин

да долго, а иногда и не дожидался

12. Спасибо за ссылку - слегка разобрался в терминах. Старт стопный режим меня более чем устраивает.

Немного поясню задачу: в моём случае речь идёт об инженерной геофизике. Бригада из 6 человек на открытом пространстве (поле) за 14-15 часов отрабатывает участок профиля не более 1.5 км за день. Обычно ещё меньше, часто работы профодятся на строительных площадках порядка 500х500 м. Задачи разбивки перед прибором (по крайней мере пока) мы не ставим, т.е. за день нужно привязать не более 400 уже отработанных точек наблюдений.

Не понял почему возникает ограничение по времени 30-60 минут. Что нужно сделать по их истечении вернуться к базе?..

По поводу работы в лесу: наверняка кто-то работал на строящихся газопроводах (Ухта-Торжок, Мурманск-Волхов, Алтай-Китай) - кто-то имеет представление, можно ли там работать двумя одночастотными GPS-ами?

13. Bruse

Bruse Форумчанин

Это актуально для режима статика, это когда например тебе необходимо сделать привзяку съемки к определенной системе координат от пунктов ГГС.
    На строящихся газопроводах наверняка трасса расчищена шириной минимум 20 м, так что вполне можно. Если не прав поправьте.

14. На строящихся, наверное, и более, но мы работаем под проектировку - в хороших местах есть просека шириной 50-100 см, в плохих приходиться её создавать. Обычно мы рады, когда в лесу есть затёсы на деревьях, показывающие направление профиля.

15. urban

urban Форумчанин

Ну дак вы просто поделите время стояния среднее/примерное на количество точек, если пространство открытое то двухчастотным прибором в режиме "стоп энд гоу (чип и дейл ::rolleyes24.gif:: )" чтобы снять 400 точек по 2 минуты нужно примерно 13 часов неприрывной точно сбалансированной по времени съёмки, а в поле это прибавте переходы между пикетами, перекур, да и 13 часов вподряд в "стоп энд гоу", ноги не стопчите!?.
    Давненько когда небыло комплектов РТК делал 500-ку одночастотником в "стоп энд гоу", для меня рекорд был 400 точек за почти 12 часов работы, это на открытом пространстве (насыпь), плюс вылетевшие точки ну и т.д.
    Определённое время необходимо стоять на точке чтобы прибор смог собрать необходимое количество данных для обсчёта точки (получения фиксированного решения) с необходимой вам точностью. Теоритически, необходимое количество данных для фиксированного решения, это 10 секунд в односекундном режиме записи при 5 наблюдаемых спутниках, хотя на одночастотниках у меня не получилось этого добиться, на двухчастотниках/двухсистемниках при 10-12 спутниках фиксированное решение при постобработке получалось при 12 секунд записи. Тут же о 10-20 минутах, вам говорят люди из собственного опыта, когда сами начнёте работать убедитесь в этом. В идеале, то сколько, времени необходимо стоять на точке, регулирует сам оператор в зависимости от условий наблюдений (Количество спутников наверное будет основным критерием, чтобы увеличить время стояния в лесу).

16. Джонхаб

Джонхаб Форумчанин

Лучшее враг хорошего.
    Геодезия стала гибким производством, супротив старых годов-теодолит, рейка, мерная лента.
    Вот и пользуйтесь этим преимуществом, комбинируйте, пробуйте.
    400 точек на площади-быть не совсем адекватным что-б работать GPSами, тах в руки...
    И ни один руководитель не выбросит 1-1.2 ляма за сомнительное приобретение которое вряд-ли окупит себя.
    Денежки нынче не государственные. Реально- бюджетные 2 приемника и тахеометр вот минимум который и оправдает себя и при больших объемах в БУДУЩЕМ позволит обосновать экономичность покупки системы РТК

17. Bruse

Bruse Форумчанин

urban, не пойму как у Вас так получается по 2 минуты. Из личного опыта в "стоп энд гоу" с одночастотником Trimble 5700 и контроллером стоял на точках примерно по 15 секунд, это меня и не устраивало, проще было тахеометром снимать одновременно 3-4 реечников. Может Вы запутались в быстрой статике и стоп энд гоу?
    С РТК на точку уходило не более 5 секунд.

18. urban

urban Форумчанин

Ну так и получается по 2 минуты (20 минутные точки тоже бывает отбраковываются) это нормально для статики, мне надо было работу выполнять а на сомнительные эксперементы времени лишнего тратить незачем, по 15 секунд в статике стоять и одночастотником в RTK работать это для романтиков скорее, которыем скучно дома и можно в поле жить чтобы переделывать точки которые не обсчитываются и ловить фикс однчастотником ::biggrin24.gif::.

А ваш вопрос про то где я запутался и как с этим бороться я вообще не понял. Поясните подробней, что вы понимаете под "Может Вы запутались в быстрой статике и стоп энд гоу?"::blink.gif:: и как вы отличаете эти понятия?::wink24.gif:: И что вообще понимаете принципе работы GNSS систем (я сам в этом не большой профессионал но всё-же, некоторые ваши заявления читаеш с улыбкой)? А то складывается впечатление что вы мало осведомлены по этому вопросу, не говоря уже про опыт работы.::-ph34r.gif::

19. Bruse

Bruse Форумчанин

Быстрая статика и стоп энд гоу это два разных режима измерений. По вопросу осведомлен на среднем уровне (статьи про ССП не пишу).

20. urban

urban Форумчанин

Дак вы можете пояснить чем именно они отличаются и как в них можно запустаться?
    Статьи не пишете ну ладно! И что такое "ССП" вообще не в курсе ::unsure.gif::.

1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление
  1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление