Это было более 40 лет назад в первом в мире векторном графическом редакторе Sketchpad, который был создан в рамках докторской диссертации Айвана Сазерленда Читается диссертация на удивление легко. Научный руководитель Сазерленда — Клод Шэннон, создатель теории информации. Еще один преподаватель Айвана — Марвин Минский, отец нейрокомпьютера и один из создателей систем искуственного интеллекта. «Ого», если говорить кратко. Революционность работы поражает. Алан Кей как-то спросил Сазерленда — как он, работая в одиночку, в 1962 году умудрился всего за год создать все это чудо: первую растровую графическую систему, первую программу компьютерной графики, первую объектно-ориентированную систему? Сазерленд ответил: «Я не знал, что это сложно». Sketchpad, будучи полностью интерактивным, работал с изображениями, как с объектами, позволяя трансформировать их, размножать, перемещать и т.д. Конечно, все иллюстрации к диссертации были нарисованы именно в Sketchpad'е и позже распечатаны на принтере. Внутри текста — потрясающее количество отличных цитат. Ну например: «..In the course of the work with Sketchpad it has become all too clear that the spot-by-spot display now in use too slow for comfortable observation of reasonable size drawings. [..] As a solution to these difficulties I propose that a special purpose incremental computer be used to generate the successive spots of the display at high speed. The central machine would provide only a minimum of information about each curve to be drawn; e.g., end points of lines; start, center and arc length of circle arcs» Речь идет, естественно, о графическом ускорителе (который Сазерленд создаст через несколько лет). Несложно найти цитаты о переходе от плоского рисования к настоящему 3D (Сазерленд осуществит и это), об автоматическом переводе фотографий в векторную форму, о рисовании мультфильмов на компьютере (ведь объекты Sketchpad могли двигаться автоматически в соответствии с заданными правилами). Sketchpad во многом вдохновил создателей NLS, Xerox Star (первого компьютера с графическим интерфейсом, от которого пошли и Маки, и Windows) и т.д. Как говорится, «влияние его сложно переоценить»… Многие считают Айвана Сазерленда создателем компьютерной графики как таковой. Через 5 лет, в 1968 году, Сазерленд вместе с Дейвом Эвансом создают компанию Evans & Sutherland, пионера в области видеоускорителей, трехмерной графики и виртуальной реальности. Любопытно, что через какое-то время некоторые сотрудники E&S организовывают собственные компании. Вы, вероятно, слышали о них. Это Silicon Graphics, Pixar и Adobe. В 1988 году Сазерленд совершенно заслуженно получил премию Тьюринга. Сейчас он занимает должность вице-президента (с непереводимым статусом «fellow») в компании Sun и любимым средством передвижения считает мотоцикл BMW. 12 патентов, 49 работ.