Доброго времени суток, уважаемые форумчане. Очень интересуюсь темой мониторинга осадок оснований и фундаментов промышленных зданий и сооружений. Не могли бы вы помочь разобраться с вопросом обязательного производства данных работ? Если в проекте подобный раздел напрочь отсутствует, вроде бы, и делать ничего не нужно, но есть ли какое либо СП или еще что либо, обязывающее производить эти работы даже в том случае если ПИ "забыл" составить данный раздел с последующими письмами в данный ПИ и выпуском очередного изма в котором будет описана данная работа. Еще раз вопрос: есть ли какие либо НТД для мониторинга промышленных зданий?
Да вроде был такой. Насчёт обязательств смотрите раздел 1 "Область применения". С другой стороны, там нигде не сказано, что его применение обязательно ко всем сооружениям. Есть ещё такой федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации". Пункт 1 статьи 4 : "добровольность применения документов по стандартизации". Пункт 2 статьи 4: "обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации".
Это ясно, но в каких именно случаях необходимо выполнять эти работы (мониторинг оснований) или для каких именно сооружений. Помню, например, что для энергетических существовал СО 153-34.21.21.322-2003.
Это Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций. Из другой оперы. Пошарил немного по интернету... Везде одни нормативы, которые согласно ФЗ "О стандартизации в РФ" вроде как являются добровольными. Исключение - те, что в данном ФЗ указываются как обязательные. Не могу ответить на ваш вопрос. Может, старшие коллеги вас просветят, да и меня заодно. Кстати, возможно стоит вспомнить о том, что федеральный закон - это довольно серьёзный правовой акт, выше него только конституция (ну, всё это де юре, конечно же). В общем, нормативно-техническая документация рангом будет явно пониже федерального закона, на мой скромный взгляд. Но это с юридической точки зрения. А с технической точки зрения вопрос об обязательности наблюдений за деформациями - это к тем, кто занимается проектированием, наверное.
На период строительства - если мониторинга в проектной документации не предусмотрено - значит, только по инициативе авторского надзора или РТН. Или самого техзаказчика. На период эксплуатации - см. ту же проектную документацию (СМИК, СМИС), особые условия к актам ЗОСа и ввода в эксплуатацию..
Ваш интерес чисто для собственного развития или что-то случилось на объекте? Если проектировщики этим не озаботились, то для того, чтобы геодезист "поигрался" мониторингом, нужны весьма объективные факторы, иначе скажут: "Денег нет". Или Вы задумались о распиле?
Интерес в том, что я представляю организацию, осуществляющую технический надзор (часть функционала заказчика) и на момент ввода в эксплуатацию у РТН могут возникнуть (а могут и не возникнуть) вопросы типа "куда вы смотрели" и подобные. Вот решил заблаговременно поинтересоваться. Планирую совместно с заказчиком этот вопрос адресовать ПИ. Думаю, так будет правильно и во всяком случае лучше чем совсем ничего не делать если уж "проектом не предусмотрено". На то она и НТД, чтобы ее применять в том или ином случае и в том или ином объеме, думаю. --- Сообщения объединены, 19 июл 2020, Оригинальное время сообщения: 19 июл 2020 --- Понимаю, что "поиграться" в мониторинг здесь не выйдет. Не тот класс точности, соответственно, не тот класс инструментов.
Ну, так это весь совсем иной ракурс, в том числе и для темы: https://geodesist.ru/threads/kakim-dolzhno-byt-gro-dlja-stroitelstva.84753/. Вы как бы с другой стороны от тех 99.9%, кому мы здесь советуем, как работать. Запросто! Был бы человек/объект (нужное подчеркнуть). Правильно делаете. "Информирован - значит вооружён". Какие проблемы?!!! Платите и они вам нарисуют всё, что пожелаете, вплоть до мониторинга, как на АЭС. Что у вас там с гидрогеологией? Логично. Это я писал для участкового геодезиста. Если Вы "с другой стороны", то к Вам это не относится. Мониторинг подразумевает наблюдения очень и очень разной точности. Зависит от объекта.
СП 22 или СП25, там имеется геотехнические категории согласно которых назначается или нет ГТМ в принципе.
Я понял, что ГТМ (геотехнический мониторинг) это (с т.з. и СП 22) наблюдения (в том числе и с использованием геодезических методов измерения) проводится по существующим зданиям и сооружениям с целью определить (не допустить) чрезмерного влияние нового строительства на те самые сооружения. А я про наблюдение осадок оснований фундаментов строящихся объектов.
сп22 назначает геотехническую категорию строящихся зданий/сооружений. исходя из ответственности и геологии, далее, если надо по таблице назначается периодичность проведения ГТМ
1) На самом деле корни растут из ФЗ-384 Технический регламент безопасности зданий и сооружений. 2) Есть два СП (СП22.13330 и СП 305.1325800) в которых рассматриваются вопросы геотехнического мониторинга, но проработаны они слабо. 3) В части геодезической практики есть ГОСТ 24846, СП 317.1325800, СП-11-104-99 где затрагиваются вопросы проведения геодезического мониторинга, но отработаны они достаточно узко, чтобы ставить безответные вопросы 4) СО 153-34.21.322-2003 - наверное один из документов к которому нужно относится как гранате со сломаной чекой. Рассматриваемые здесь требования в большей степени рассчитаны на дилетантов с которых спрос так сказать гладок. При подробном рассмотрении оказывается здесь столько невыясненных вопросов, ошибок и непонимания в терминологии, что проще отказаться от него и работать своими мозгами. 5) Есть серьезные разработки в отраслевых рамках П-648, СТО СРО-Г 60542954 00007 -2015 (сейчас на стадии редакции вторая исправленная версия) 6) Ну а если речь о надзорных органах, то конечно необходимы СПДС, авторский надзор, а также последние документы (2017-2020) МС ЖКХ РФ, где пытаются исправить пробелы и недоработки ранее выпущенных документов (СП 246.11325800, СП 333.1325800, СП 361.1325800 и пр.)
VVV, здравствуйте! Проконсультируйте, пожалуйста, по вопросу периодичности наблюдений. Стандартные объекты нефтегазодобычи в ЯНАО, всё на сваях. Начали поступать на рассмотрение проекты ГТМ, где проектровщики ссылаясь на таблицу М2 СП 25.13330.2012, закладывают периодичность наблюдения деформационных марок раз в месяц в период строительства и 4 раза в год в период эксплуатации (первые три года эксплуатации). Это «железобетонные» требования по периодичности или есть какие-то возможности уменьшить частоту наблюдений?
Вообще, общий принцип такой: Дали проект с указанием на конкретный НТД - выполняй работы на основании именно этого документа.
На период строительства - если мониторинга в проектной документации не предусмотрено - значит, только по инициативе авторского надзора или РТН. Или самого техзаказчика. Всему сообществу самого доброго!!! Да воцарится, может не в этом, но хотя бы в следующем году мир во всем мире!!! Заодно и тему подниму-активизирую. Уважаемый Patron, вышеуказанное высказывание сделано на основании чего-то? Если да (вряд ли конечно, но вдруг), то на основании чего? Ситуация собственно вот в чем. Сам сейчас в статусе заказчика на Удокане. На подряде турецкие коллеги. Геология на стадии изысканий отработала мягко говоря на "от...@сь", отсюда много бед с начального этапа строительства. Просадки на просадках. Турки долгое время мониторили, а точнее наблюдали за деформациями зданий и сооружений и то только в плане отметки. Сейчас нашла коса на камень, что все это делалось на голом энтузазизме, а дальше любой каприз за ваши деньги. Отсюда вопрос (VVV, Velesgeo и всем уважаемым коллегам): может в какой то нормативке всеж встречали обязанность подрядчика выполнять мониторинг (наблюдения да осадками и деформациями) на период строительства? Может кто подскажет как обязать подрядчика выполнять эти работы без доп оплаты. Разделы ГТМ в проектах присутствуют, но те же глубинные репера пока что на стадии закладки. Поэтому пока выполняли измерения от реперов ГРО.
Vol_AND, какую нормативку ты хочешь увидеть? Притянуть её на стадии строительства уже невозможно, т.к. в основе всех процессов уже есть проектная документация, прошедшая экспертизу (конечно, это если не шараш-монтаж стройка). В ней и соответствия нормативке, и состав проверили, и сметы. Те самые сметы (наверное), по которым подрядчик зашёл работать по договору. Если есть раздел ГТМ - смотрим сметы и договор техзаказчика с подрядчиком на строительство. Подрядчик осметил и подписался? Тогда - пусть выполняет. Нет - значит, оставили раздел за техзаказчиком. Ему и искать исполнителя, или своими силами.
Patronу, большой рахмат!!! Собственно в противном и не сомневался, а другого ответа и не ожидал. Хочется иногда верить в чудо "может чо то где то просмотрел". Будем корячится своими силами. Или платить.
немного некропоста. мониторинг деформаций - вполне себе регламентирован в части того, что это обязанность Заказчика. п 4.6 СП 48,13330, Прил.В СП 126.13330 как бы намекают. 4.6 Базовыми функциями застройщика на период строительства являются: - согласование программ инженерных изысканий, научно-технического сопровождения, геотехнического мониторинга (предусмотренных проектной документацией или при выявлении соответствующей необходимости выполнения таких работ в процессе строительства) в соответствии с ГОСТ 27751, СП 22.13330; - обеспечение геотехнического мониторинга объекта и окружающей застройки в соответствии с СП 22.13330; В.1 К основным функциям застройщика (заказчика) относятся: создание геодезической разбивочной основы для строительства и геодезические измерения (мониторинг) деформаций оснований, конструкций зданий (сооружений) и их частей в процессе строительства; являются обязанностью заказчика; комплектация, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной геодезической документации, схем размещения знаков и других ориентиров для проведения мониторинга за смещаемостью и деформативностью оснований, фундаментов и других конструкций возведенных сооружений, если это предусмотрено проектом.