Товарищи. (В теме изыскателей Крыма я уже обращался, напишу и здесь). Крымский мост - это уникальное детище отечественной инженерной мысли ... и как бы дорого он не стоил (о чем в данной теме упоминалось) - он построен в сравнительно короткие сроки и весьма организовано. На официальном сайте Крымского моста представлено достаточно информации, чтобы оценить масштабы строительства, оценить технические решения. Вопрос геодезического обеспечения остался пока, что за кадром. Попробую устранить эту несправедливость. Некоторые сведения имеются, но детали проведения работ, насколько я понял держаться по настоящее время в тайне (или просто не афишируются). Разумеется никакого ноу-хау скорее всего применено не было, но определенные рамки (в том числе коммерческой тайны) видимо мешают. В принципе этот объект особенный ...потому как, на форуме есть сотни тем, где люди, несведущие в геодезии, спрашивают "как померить - ТО; а ШО делать при строительстве фундамента; а как сдать ГРО" и т.д. И в большинстве случаев на такие вопросы спрашивающие находят отклик - иногда саркастический, иногда получают подробные и дельные советы ...в том числе на основе опыта коллег. Отчасти в этом и есть суть профессионального сообщества geodesist - делиться опытом, дискутировать на различные темы в профессиональной и не только сфере . Крымский мост в этом отношении стоит особняком - говорить о геодезии на его строительстве - табу. Пока я никак не пойму - это связано, с тем, что ни один из активных форумчан не работал на этом объекте (такие товарищи как раз дают саркастические ответы, но по началу кажется, что они что то знают ) или правда НИЗЯ говорить про детали строительства этого моста, как и произносить вслух имя одного из персонажей популярного фильма (книги)... Попробую поставить в дальнейшем несколько открытых вопросов (может кто-то выскажет свои рассуждения, или скажет наверняка "как было") Из открытых источников (в том числе из данной темы , из Google снимков) вполне ясно, что в качестве исходной основы использовались 14 пунктов (4+10) - это на водной поверхности. 1) Сколько геодезических пунктов было заложено на суше? 2) Были заложены пункты на Тузле и в каком количестве ? 3) Ко скольки пунктам ГГС на Керченском и Таманском полуострове осуществлялась привязка пунктов ГРО? 4) При уравнивании спутниковой сети привлекались данные ФАГС (постоянно работающих спутниковых приемников, не путать с ПДБС)? 5) Сколько спутниковых приемников было задействовано одновременно ? Какие это были приемники? 6) Как в высотном отношении строилось обеспечение ? Насколько разность высот из спутникового нивелирования отличалась от разности каталожных - нормальных высот пунктов (на разных берегах). 7) Сначала создавалась каркасная сеть, связывающая пункты на разных берегах, а от нее координировались пункты в акватории? 8) При определении пунктов в акватории было не менее 3 направлений (базовых линий) на пункты каркасной сети? 9) Продолжительность измерений на пунктах в акватории составляла 2-4 часа ? 10) Точность определения пунктов в акватории (СКО) не превышала 6 мм, как и положено по своду правил? 11) Высоты пунктов в акватории получали из спутникового нивелирования? 12) Привлекалась ли глобальная (локальная) модель геоида для перехода к нормальным высотам? 13) На пунктах в акватории два знака - выносной для спутниковой антенны и собственно столик, где установлен отражатель 360. .... параметры "приведения" между ними известны? Или сначала спутниковые антенны устанавливались на точках, где сейчас стоят призмы.... после определения координат пунктов антенные перемещались на свое постоянное место и снова происходило определение координат . Предполагалось, что за короткое время пункт никуда не смещался.... и уже мониторинг стабильности пунктов оценивался по постоянству координат "выносных" точек, на которых установлена антенна ? 14) Мониторинг пунктов в акватории проводился с периодичностью 1 раз в месяц ? При этом антенны установлены постоянно, а на лодке приходиться подплывать и ставить приемник на период измерений? При контроле стабильности пунктов измерения в режиме "быстрая статика" - то есть не менее 40 мин... а с учетом передвижения на лодке наверно и больше ? 14) При работе с временного моста во всех случаях можно было выполнять засечку от трех исходных пунктов? 15) При надвижке пролетного строения тахеометр, контролирующий правильность надвижки , размещался на той опоре на которую производится надвижка (чтобы координировать точки на торце пролетного строения, как бы надвигающегося "на тебя") или процесс контроля мог выполняться с рабочего (временного) моста ? 16) При сборке кондуктора (в том числе при задании проектного уклона направляющей) привлекались геодезисты ? Не уверен, что ответы на эти вопросы позволят "конкурентам" перебить важные контракты и делать теперь все самим..... ну иначе геодезия скатится к ремеслу, а не к искусству (кто не знает, например, раньше книжки назывались "маркшейдерское искусство"). Если есть сведущие люди в данной теме, а также если они не связаны клятвенными обязательствами не оглашать указанную информацию - то могу при публикации высказать им признательность и благодарность - лично и/или конторе.
Я несколько томов изысканий по "Тавриде" смотрел ОГС создавалась только от пунктов 1-2 класса. Уравнивалось это все огромным массивом. Пытался вставить кусок своей съёмки. Не попал на 2 метра по Y. Своё съемочное обоснование развивал от пунктов ниже класса. Между собой мои 4 пункта можно сказать, что сидят идеально. Не стал сильно ломать голову, переделал все от их созданных ОГС. Проектные решения должны были вписаться уже в готовый проект дороги. Второе что увидел в каталоге координат исходных пунктов высота в дециметрах. Ощущение такое, что координаты взяты не пойми откуда. Последнее что проверил, когда объехал пункты 1-2 класса и отстоял в статике, то смартнетовская база на материке не бьётся почти на 70 см. Совсем тупик. Будут еще командировки в Крыму - тогда буду дальше ломать голову.
Оффтоп (Move your mouse to the spoiler area to reveal the content) так уже А по делу - езжайте мост на Сахалин строить и все узнаете. Думаю будет все как всегда волосы дыбом встанут.
Хотел как лучше, а получилось "как всегда" - волосы дыбом кстати, в какой стадии там дела на Сахалине - от изысканий перешли к строительству ? Недавно видел только сравнение конкурирующих вариантов. --- Сообщения объединены, 15 янв 2019, Оригинальное время сообщения: 15 янв 2019 --- Так от каких пунктов 1-2 класса? Если триангуляция - то там разлеты пунктов на полуострове и на материке даже для 1 класса могут быть существенными. Наверняка при создании ОГС делали калибровку, размазав несбойку между старыми пунктами ГГС, расположенными на разных берегах ... теперь работая от старых пунктов ГГС (тем более более низкого класса) будут наблюдаться систематические отличия от координат ОГС моста. По поводу Y.... Керчь располагается на 200 км западнее осевого меридиана 7-ой зоны, т.е. ближе к краю шестиградусной зоны ...может редукционные поправки играют роль ? Или в программе по обработке ГНСС измерений при указании референц-эллипсоида это все учитывается?
Можете не сомневаться, т.к. первая часть Ваших вопросов относится к строительству Бруклинского моста, а практически все остальные мосту Васко да Гама. Очень маловероятно, что так строился Крымский мост. На дворе всё-таки XXI век.
Нет. Это неправильно. Натянул бы калиибровку, а дальше работать тахеометром. ............ Если бы я писал программу работ для моста и подходов. Поступил бы следующим образом. Мост - это рубикон. Для него создаётся свободная сеть. Направление осей ... да без разницы. Конец подхода со стороны краснодарского края ХккYкк (МСК-23) соответствует началу мосту. Использовать пункты находящиеся только на материке. Начало трассы "Таврида" со стороны Крыма XкрYкр(СК-1963) соответствует концу моста. Использовать пункты находящиеся только на полуострове. И волосы дыбом больше не поднимаются. И ошибки калибровки отсутствуют. И просто глубоко пових на сколько пункты ГГС между собой не вяжутся по разным берегам. Без претензии на оригинальность
хотите сказать, что в XXI веке есть левитирующие тахеометры, подводные трекеры и роботы-нивелиры? Поэтому сведения столь тщательно скрываются, а то за бугор технологии перетекут ?! А по-моему в России появляются западные технологии.... спустя лет эдак 20 после того, как там они становятся делом обыденным.... а мы потом как дети радуемся: "О, роботизированный тахеометр, сам крутится зараза" и т.д. Кстати, ничего не слышал про применение наземных лазерных сканеров на Крымском мосту. По идее при сборке арки на стапеле вполне могли для контроля подключать сканер... --- Сообщения объединены, 16 янв 2019, Оригинальное время сообщения: 16 янв 2019 --- При работе с подъездными путями может быть и целесообразно использовать системы местные (каждого берега), а вот мост - должен проектироваться и строиться в одной системе координат, вот и "откалибровали". По-моему, современные местные системы МСК-23 получены на основе современных данных и вероятно имеют связь с СК-95, а СК-1963 - это же производная от СК-42... так что большие расхождения вполне ожидаемы.
Конечно, нет. Мост - совсем не предел научной мысли, в том числе и геодезической. Но на современном этапе вряд ли кто-то использует что-то иное, чем RTN, тем более, если её надо развивать на небольшой объект, как этот мост. Боюсь, что с точностью до наоборот. Никто ничего не описывает в статьях и не рассказывает здесь на форуме, потому что, в принципе, и похвастаться-то нечем. Передового ничего не применяли...
Мост построен, значит уже есть чем похвастаться. Он функционирует и приносит пользу государству и обычными людям. Несколько лет назад на нашем же форуме некоторые ... несознательные граждане как с гражданством РФ, так и без оного уверяли, что этот мост построить нельзя.
Построить любой мост можно всегда, другое дело, какова цена этой победы... Здесь речь идёт не о политике и даже не об устойчивости сооружения, а о геодезическом обеспечении строительства. Вы что-то об этом можете рассказать или, как всегда у Вас: это "военная тайна"?
Ты вроде в статейке журнала Геопрофи про Бургинский мост соавтором был? Ну и как, волосы не становились там дыбом? Я без сарказма, мне просто интересно ну и чтобы X-Y-H лучше спалось
Умница. А по мне, главное, чтобы элементы конструкции, между началом и концом, вязались с допустимой погрешностью в плане и по высоте. Без разницы, где будут находиться съезды или въезды на мост, и как они будут вязаться на материке и на полуострове. Прорабам все равно, плюс один метр или минус один метр. Если стоит задача раздуть смету, то требуются совсем другие методы, ноу-хау. --- Сообщения объединены, 16 янв 2019, Оригинальное время сообщения: 16 янв 2019 --- Как ты узнаешь о гражданстве?
Это у него "военная тайна". Но правда, как всегда, очень простая: давние форумчане помнят о том, кто и где живёт. Это ведь совсем не секрет, для некоторых...
Там была создана своя СК с центральным меридианом, проходящем примерно посредине пролива. Я в строительстве не участвовал, но часто переводил чертежи из одной системы в другую.
непосредственного участия в самом строительстве не принимал, только разбирался в проекте и общей технологии. Слышал, что были какие-то не сбойки с высотами на разных берегах, и осевые пункты по-моему кто то несколько раз переопределял - но цифровой информацией не владею.
Неужели методики в геодезическом обслуживании Бургинского моста в XXI веке были такими же, как Бруклинского моста в XIX веке (разница 130 лет)?