Уважаемые знатоки! Я - мама ребенка, которому в школе рассказали, как что такое разграфка и номенклатура карт. На примере того, как лист миллионной карты делится на более мелкие квадраты и получаются новые листы с названиями типа N-37-25-В-г-3. Описанная система, в целом, понятна. Непонятно только, где и кем она используется. Это им в школе как раз рассказать забыли. Смотрю в атласах мира, имеющихся дома, - нет такого. В автомобильном атласе - тоже нет. В яндекс.картах - тем более. Мое образование, прямо скажем, имеет очень мало общего с геодезией и картографией. Поэтому, пожалуйста, может кто-нибудь объяснить, откуда взялась вся эта номенклатура и зачем она вообще нужна? Ну, наверняка ведь есть профессии, которые ее как-то используют (или использовали), иначе зачем бы ее вообще создали. Кто эти люди и зачем им все это? И еще, в других странах, полагаю, должны быть аналогичные системы обозначений листов, наверное? И, может быть, есть какая-то универсальная система разграфки, которая понятна всем странам? Извините, если задаю дурацкие вопросы. Поиском в интернете справиться не удалось. На сайтах подробно рассказано, как делить миллионную карту, что потом какими буквами и цифрами обозначать.. А вот зачем это все, не написано... Заранее спасибо. Елена. ps И еще один вопрос. Наверное, совсем дурацкий. )) Эти вот листы карты, которые получаются, они в действительности какого размера? А4, А3, А2 или какие другие?
Гугл в помощь "номенклатура карт" http://allrefs.net/c28/46vuh/p16/ http://topokarty.narod.ru/nomenklatura_kart.htm --- Сообщения объединены, 6 фев 2016, Оригинальное время сообщения: 6 фев 2016 --- В атласе скорее всего есть одна из первых страниц с общей картой, поделенной на квадраты или прямоугольники с номерами которые соответствуют страницам в атласе -это и есть подобие номенклатуры нормальных карт.
То, что в ссылках, Елена, скорее всего, читала, когда искала в Интернете. Если ответить просто, то номенклатура карт и планов помогает тем, кому нужна топографическая карта или план, найти эту карту в "море" карт и планов. Тем, кто с этим не сталкивался, это сложно, но геодезию начинают учить именно с этого, так, что геодезистам это несложно.
http://topokarty.narod.ru/nomenklatura_kart.htm Подробно расписано как делят листы и присваивают буквы и цифры. Аналогия про автомобильный атлас: Есть в начале страница атласа со всей страной, разделенная на квадраты(прямоугольники) вы по ней находите допустим город Москва находится на 3й странице. Открыли и видите страницу с городом, представьте что и эта страница разделена на квадраты(прямоугольники), с номерами страниц где уже можно посмотреть и улицу с домами, а пронумерована они будут как 3+(номер страницы с улицами). открыв страницу с улицами вы увидите сверху номер 3+(номер страницы с улицами), по этому номеру легко понять что эта страница является куском от страницы №3. Так же и в обычных картах по цифрам и буквам легко определить откуда этот кусок карты. --- Сообщения объединены, 6 фев 2016, Оригинальное время сообщения: 6 фев 2016 --- http://trasa.ru/topomap/ Найдите свой город, обращайте внимание на изменение цифр в номенклатуре.
Оффтоп (Move your mouse to the spoiler area to reveal the content) Блин, там в этой школе что, кадетский класс военных топографов что-ли, чтобы номенклатуру аж до десятитысячки изучать? Только без обид, ладно?
Оффтоп (Move your mouse to the spoiler area to reveal the content) Вы не поверите, в обычной московской школе №859 на уроках НВП артиллерист и фронтовик Акоп Оганесович нам полгода рассказывал об основах топографии. Несколько занятий было посвящено картам и их номенклатуре. В то время собирался стать астрофизиком, заканчивал штудировать Курс теоретической астрофизики Соболева, смотрел на школьную доску и думал: "Нафига мне это надо?" А через полгода на занятиях по геодезии В МИИГАиК меня посетила супергениальная мысль – лишних знаний не бывает.
Добрый вечер всем! Большое спасибо за ответы. Только сейчас добралась до компьютера и прочитала. Касательно программы нашей школы комментариев давать не буду. Уж какая есть. Да, кстати, класс - шестой. )) Из всего сказанного поняла, что такая разграфка и номенклатура нужна, например, военным топографам. Ну, или вообще военным. А геологам она, например, тоже может пригодиться? А строителям? Или это вообще прошедший день, потому что сейчас глонасс и gps? Или, может быть, кто-то приведет прямо вот для тупых пример: Иван Иванович - по профессии <кто?> - обнаружил, что ему для <чего?> нужна карта <номенклатурный номер листа>. И он запросил ее в <где?>, после чего, получив ее, успешно справился с заданием. И я тогда ребенку прямо так и расскажу. Общие слова им в школе и так сказали. Но, повторюсь, в реальной жизни обыватели этого не встречают. И коль уж ребенка заставляют запоминать последовательность букв и цифр, то надо же, наверное, сказать, каким неведомым специалистам это все надо. ...Нет, ну, в принципе, можно и просто вызубрить, но пользы не будет никакой, да и сама идея быстро забудется. ))
Елена91, уважаю ваш подход к образованию ребенка. Наверное, терпения много нужно при таком подходе)) Даже не смогу сразу четко вам сказать кому и для чего это нужно. Слишком многим. К примеру навигация должна так осуществляться, хотя сейчас не скажу, может и автоматизировали этот процесс. Скорее всего вы правы, номенклатура скоро станет анахронизмом, но пока это не так. Опять же, системы типа ГЛОНАСС могу и отключаться преднамеренно и просто не работать, потому уметь работать с обычными картами необходимо и работникам экстренных служб и военным и геодезистам и многим другим. Ну это такое мое мнение.
За время существования цивилизации человечество не придумало более простого, надёжного и доступного способа (24/7) хранения информации, чем бумага. Номенклатура – это один из способов структуризации и упорядочивания информации о графических изображениях. dverovoz, очень хороший пример привёл. В обычных книгах такой цели служит деление на главы, параграфы пункты и подпункты. А сплошная нумерация и оглавление ускоряют поиск нужной информации.
Смутно представляю, зачем в 6-ом классе номенклатура карт, но для геодезиста это, как азбука для любого человека. Для того, чтобы читать, совсем не обязательно иметь настольной книгой "Азбуку", вот так и геодезисту: выучил и используешь, при необходимости. Кстати, большинству геодезистов номенклатура за всю жизнь может ни разу не понадобиться. Ну, не используют они карты в своей работе. Про остальные специальности, скажу так: очень редко кто, вообще, задумывается, что у топографических карт есть какая-то номенклатура, хотя многие мужики видели эти карты "живьём" или на экране. Для рыбалки и охоты достаточно, чтобы друг дал копию карты вокруг местожительства, а остальные подробные карты мира ему по-барабану.
Для геодезистов это рабочие моменты. Выезд на изыскания в безлюдные районы или людные)). Посмотрел название района. Узнал на какую карту попадает, и ее номенклатуру. По номенклатуре сделал запрос в спецфонды. Прислали карту. Уехал, сделал работу, не заблудился)))) вернулся довольный. Строители решили построить дом, решили узнать нет ли там на месте скрытых подземных коммуникаций , (кабели трубопроводы) пришли в городской отдел архитектуры. Указали примерное расположение (улицу, район, города). Там все давно уже разбито по квадратикам (номенклатурам). Нашли нужную карту (планшет). Посмотрели, все чисто, можно копать и строить. Ура! Или как на военке. Командир роты , батальона , полка и т.д. зная направление наступления запрашивает целый ряд из карт(прямоугольников), которые граничат и продолжают друг друга. Именно по номенклатуре, делает заявку в спецчасть. Получает. Во время наступления ориентируется на соответствующую карту, по ходу меняя их когда переходит на другие. И победил врагов))) Представьте как вы в спецчасти объясните какая вам нужна карта? Город, улица? А если населенных пунктов там нет? ....На пальцах? Кстати улицу, город, дома -можно переименовать, снести или взорвать ну и и т.д, а номенклатура карты останется!!! Потом ее можно взять и отстроить там как все и было)) Примерно упрощенно так
Люди! Человеки! Огромное вам спасибо за вашу помощь. Теперь, наконец, в голове у меня прояснилось. И еще мне было на самом деле интересно все это понять. И теперь я смогу рассказать ребенку, зачем все это нужно. )) Сравнение про атлас я поняла, да, спасибо. И отдельное спасибо Корсану за подробный рассказ про профессии. И вот, если можно, самый последний вопрос. Какой примерно размер у этих листов карт в действительности? Я имею ввиду сам лист бумаги, на котором напечатана карта. Нигде не нашла. Везде про размер листа в 4о на 6о. Заранее спасибо. Елена.
Корсан, большущее спасибо. И сама поняла, и детю объяснила. Мы обнаружили, что все это интересно и познавательно. Хотя поначалу были .. ну скажем так, в недоумении. )) Еще раз спасибо всем участникам. Вы меня очень выручили!