Что такое: высокоточный носимый спутниковый навигационный приемник?

Тема в разделе "Геодезия как наука", создана пользователем Vladimir VV, 25 дек 2014.

?

Что это: высокоточный носимый спутниковый навигационный приемник?

  1. спутниковый навигационный приемник с точностью определения координат 10 метров

    9,1%
  2. спутниковый навигационный приемник с точностью определения координат 1,5 метра

    9,1%
  3. спутниковый навигационный приемник с точностью определения координат 0,1 - 0,2 метра

    38,6%
  4. полная хрень

    43,2%
  1. Vladimir VV

    Vladimir VV Форумчанин

    В одной из тем я написал:
    Поясню: на Международная выставка геодезии, картографии и геоинформатики GeoForm+ 2013 господин stout выступил как соавтор доклада: «Алгоритмическое обеспечение высокоточного носимого спутникового навигационного приемника Shark GIS для сотрудников инфраструктурных хозяйств ОАО «РЖД»».
    Вместе с тем, этот же приемник был ранее уже представлен (21–23 мая 2013 г.) на 9-м Московском международном форуме «Точные измерения – основа качества и безопасности «METROLEXPO-2013»». На сайте ОАО «НИИАС» выложено вот такое сообщение: «На выставке впервые была представлена совместная инициативная разработка ОАО «НИИАС» с российской компанией НПК «Джи Пи Эс Ком» – отечественный навигационный ГЛОНАСС/GPS приемник ГИС-класса «Shark GIS» для сотрудников инфраструктурных хозяйств ОАО «РЖД». Это носимое навигационное устройство обеспечивает позиционирование с метровым уровнем точности благодаря использованию кодовой дифференциальной коррекции от сети референцных станций» (http://www.vniias.ru/news/34-2010-03-15-06-33-16/378-metrolexpo2013). Даже выложена фотография:
    01.jpg
    На фото видно: с какими радостными лицами был встречен этот приемник. Причем, в этом сообщении слово «высокоточный» не употребляется для характеристики данного приемника (может быть поэтому и такие радостные выражения лиц людей на фотографии). Оно и понятно: если навигационное устройство обеспечивает позиционирование с метровым уровнем точности благодаря использованию кодовой дифференциальной коррекции говорить о высокоточном устройстве - будет бредом сивой кобылы.
    Кроме того, если посмотреть, что говориться относительно этого приемника на сайте компании НПК «Джи Пи Эс Ком» (http://www.gpscom.ru/catalog.aspx?id=146), то там, для спутникового ГЛОНАСС/GPS приемника Shark GIS (так он называется на сайте производителя) приводятся вполне обычные для подобных навигационных приемников характеристики: «позволяет получать надежное дифференциальное решение с субметровой точностью». Приводятся и численные точностные характеристики:
    Именно вот так, бляха-муха, и записано на сайте производителя.
    На этом можно было-бы и поставить точку. Но, еще в 2012 году Розенберг Ефим Наумович, первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАС», выступал с докладом на одной из конференций (http://www.geoexpo.ru/ru-RU/home/archive/2012/business_program_2012/programm.aspx)
    и, по странному стечению обстоятельств, его доклад был назван: «Технические требования к носимым спутниковым навигационным устройствам для сотрудников инфраструктурных хозяйств ОАО «РЖД»». И, после него, один из сотрудников «Джи Пи Эс Ком» выступил с докладом: «Применение высокоточных спутниковых систем Shark, производство компании НПК «Джи Пи Эс Ком», для обеспечения гидрографических работ и систем мобильного лазерного сканирования на примере проектов, выполненных в интересах ОАО «РЖД»». При этом, господин stout в числе содокладчиков (по обеим докладам) тогда еще не значился.
    Понятно, что после этого у господина Александра Юрьевича был небогатый выбор для названия своего доклада в 2013 году: «Алгоритмическое обеспечение высокоточного носимого спутникового навигационного приемника Shark GIS для сотрудников инфраструктурных хозяйств ОАО «РЖД»» (просто замечательная компиляция названия из названий двух других докладов, от других авторов: и производителям лизнул и своему начальнику подмахнул – все довольны).
    Но, просто интересно: что это: высокоточный носимый спутниковый навигационный приемник?
     
    sherkhan нравится это.
  2. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор Команда форума

    Надо понимать, прототип обычного навигатора, используемого не только в ОАО "РЖД" эдак лет через 5, а может быть и ранее.
     
    Vladimir VV нравится это.
  3. ИЛЮХАA

    ИЛЮХАA Форумчанин

    А что в самом докладе по этому поводу говорится?
     
  4. Ohr

    Ohr Форумчанин

    Может быть имеются в виду что то типа WAAS, EGNOS поправок. Только в данном случае они будут приходить не с геостационарного спутника, а от неких базовых станций расположенных на близлежащих к РЖД холмах ? Хотя конечно подача информации на уровне лозунгов.
     
  5. chnav

    chnav Форумчанин

    Скорее всего речь о старом добром Multireference DGPS - ровер принимает поток RTCM 2.0+ сразу от нескольких баз; вес поправки от каждой базы задаётся в зависимости от расстояния до неё. При удалении от одной базы и приближении к другой веса автоматически подстраиваются, получается плавное решение субметровой точности.

    Недавно, кстати, обнаружил для себя "новость" что Trimble H-Star это тоже известный в 90-х Multiref DGPS :D Но как же сильно они охраняют это "ноу-хау", что только нескольким ГИС-приёмникам дозволено его пользовать, в т.ч. в постобработке.
     
    Yuri V. нравится это.
  6. Vladimir VV

    Vladimir VV Форумчанин

    В самом докладе, как это следует из его названия, говорится "высокоточный" приемник. Все. В чем отличие высокоточных приемников от точных приемников или низкоточных приемников и допустима-ли вообще, подобная классификация спутниковых навигационных приемников?
    По мнению профессора кафедры высшей геодезии СГГА Константина Федоровича Афонина точность является качественной характеристикой:
    На сайте компании НПК "Джи Пи Эс Ком" представлены т.н. технические характеристики:
    Относятся ли эти технические характеристики к высокой точности, как качественной характеристике? Вполне возможно, что технические характеристики данного навигационного приемника являются вполне достаточными (по классификации К.Ф. Афонина).
    Это вряд-ли. На сайте компании НПК "Джи Пи Эс Ком" в технических характеристиках данного приемника записано:
    и представлено руководство программиста GNSSToolkit, в котором говорится:
     
    chnav нравится это.
  7. ИЛЮХАA

    ИЛЮХАA Форумчанин

    Ну, может, там как-то поясняется/обосновывается эта "высокоточность"... А известны другие модели именно носимых приемников с более высокой точностью?
    Кстати, а что значит "субметровая точность"? Вроде, по смыслу, это когда ошибка меньше 1 м, а тут видим 1,5 м...

    Оффтоп
    Оказывается, мы со stout в одном здании сидим ::drink1.gif::
     
  8. Vladimir VV

    Vladimir VV Форумчанин

    Приставка «суб» при добавлении к разным частям речи образует слова со значением неполноты качества, свойства, обозначенного последующей частью слова. Так-же, при добавлении к разным частям речи образует слова со значением расположение под чем-либо, ниже чего-либо или около чего-либо.
    Известна "куча" т.н. ГИС-приемников от ряда производителей (Leica, Trimble и т.д.) в которых реализована возможность фазовых измерений. В приемнике Shark GIS только кодовые измерения. Как у обычных бытовых навигаторов.
     
  9. Matador

    Matador Форумчанин

    Оффтоп
    По моему глубокому убеждению понятия "РЖД" и "высокоточный" - в принципе не совместимы::cool24.gif::

    А по сути вопроса - это чип Novatel стандартного одночастотного двухсистемного DGPS-приемника, вмонтированный в корпус контроллера Juniper Systems. (Но при чем тут носимый? катаемый, блин).
    Аналогов таким девайсам море, у всех ведущих мировых брэндов. Основное применение - ГИС.
    Для ж/д-задач (супервысокоточных) можно использовать для координирования и описания семантики опор, светофоров и прочей точечной (линейной, площадной) бурды.
    Только вот зачем? Я не слышал, чтобы РЖД хотя бы на каком-то участке полноценно внедрили хотя бы одну ГИС (в промышленном, а не тестовом исполнении)::dry.gif::
     
    Vladimir VV нравится это.
  10. Vladimir VV

    Vladimir VV Форумчанин

    Касательно заявленной точности кодовых измерений:
    К сожалению, ни ГЛОНАСС, ни GPS, ни совместное использование сигналов ГЛОНАСС/GPS пока не способны обеспечить точность 2,5 метра при определении координат кодовыми измерениями в автономном режиме.
    Касательно точности кодового дифференциального режима в 1,5 метра: на мой взгляд производители бытовых навигаторов весьма достоверно приводят технические характеристики своих навигаторов:
    1.jpg
     
  11. ИЛЮХАA

    ИЛЮХАA Форумчанин

    Понятно, т.е. ноборот - точность хуже, чем 1 м, тогда всё сходится, это я неправильно понимал. (Просто у приставки есть еще значение "под", а по-другому можно сказать "в пределах".)
    Ну, наверно, stout немного погорячился ::biggrin24.gif::
     
  12. Matador

    Matador Форумчанин

    Что-то маловато и не современно.
    Вот, на вскидку...
    1.PNG
     
  13. Ohr

    Ohr Форумчанин

    Блин вот развели словоблудие. В данном контексте, выражение субметровая точность подразумевает точность определения координат точнее 1 метра. Соответственно она не хуже а лучше.
     
  14. ИЛЮХАA

    ИЛЮХАA Форумчанин

    Есть некая система ГИС РЖД. Не могу сказать, насколько она "полноценная", но точной привязки к местности там, как я понимаю, нет (других координат, кроме железнодорожных, я там не видел). Но мы ею пользуемся иногда, чтобы ориентироваться вообще по сети. А для задач движения точность позиционирования нужна такая (ИМХО), чтобы можно было различить, на каком пути находится объект. Но таких данных даже для локомотивов у нас нет и не предвидится (и в этом одна из проблем проекта). Для инфраструктурных хозяйств не знаю.
    --- Сообщения объединены, 25 дек 2014, Оригинальное время сообщения: 25 дек 2014 ---
    Так, уже интереснее. Вот я так и подумал сначала. Тогда на сайте http://www.gpscom.ru/catalog.aspx?id=146 нестыковочка получается?
     
    Vladimir VV нравится это.
  15. chnav

    chnav Форумчанин

    Если он действительно на чипе NV08C-CSM (NVS) - то там есть фаза L1, другое дело как ею распорядится производитель - возьмет только в постобработку, замутит какой-нибудь GL1DE для трактора или даже сделает RTK (библиотека RTKLib уже 5 лет в открытом доступе с открытыми исходниками). Вообще фаза есть в любом приёмнике, разница только в том хочет производитель отдать её по протоколу наружу или нет.

    Вот Тримблу свойственно взять и обнулить фазу в ГИС-приёмниках, чтобы пользователи покупатели не расслаблялись. А в некоторых моделях фаза вроде как есть, но округлена до целого с той же целью - чёткое разделение сегментов. Из некоторых GeoX* и Pathfinder даже RINEX не сконвертируешь потому-что так решил Trimble. Про других производителей не знаю.
     
    max7 и Yuri V. нравится это.
  16. Vladimir VV

    Vladimir VV Форумчанин

    Сборная солянка:
    КБ Навис заявлял еще в 2010 году, что свои NV08C-CSM будет делать на Тайване, мол, подвела японская Fujitsu.
    Сказали, что обошлись без фазы:
     
  17. Yuri V.

    Yuri V. Форумчанин

    Чё там теория говорит? C/A код имеют длину волны (длину кода) 1 миллисекунда или в линейной мере 300м (скорость света). По Антоновичу:
    Известно также, что кодовые дифференциальные решения мало чувствительны к ионо задержкам (длинная волна - минимум неоднозначности. не?). Так отчего же не выйти на субметр в поисках координат ровера относительно БС?
    На мой взгляд, кодовый дифф. режим в реальном времени, без пост обработки, если он и впрямь даст субметровую точность в лесу, под кронами деревьев - цены ему не будет! я сходу назову несколько гос контор, которые купят всё что есть на складе.
     
  18. Vladimir VV

    Vladimir VV Форумчанин

    Вот что записано в документе Радионавигационный план Российской Федерации (в редакции приказа Минпромторга России от 31 августа 2011 г. № 1177): «На основании проведенных ОАО «НИИАС» исследований и разработок, приведенных в «Концепции и программе внедрения спутниковых технологий в основную деятельность ОАО «РЖД», требования к характеристикам спутниковых радионавигационных систем по точности определения местоположения (позиционирования) объектов железнодорожного транспорта можно объединить в следующие три группы.​
    Первая группа – это те системы и транспортные операции, в которых необходимо контролировать дислокацию подвижного состава, в том числе с опасными грузами, охраняемыми лицами (в интересах МВД России, ФСБ России и др.), местоположение подвижных средств диагностики и путевых машин с целью мониторинга выполнения плановых заданий, подхода к месту проведения работ и т.д. Для таких функциональных приложений достаточна точность позиционирования (СКП) 10 м, что, в принципе достигается при непосредственных спутниковых определениях при условии работы с орбитальными группировками ГЛОНАСС/GPS в штатных конфигурациях по 24 спутника в каждой системе.​
    Вторая группа - это те системы и производственные операции, в которых спутниковая навигационная информация используется непосредственно в системах управления и обеспечения безопасности движения объектов железнодорожного транспорта. Для таких функциональных приложений требуется навигация с точностью определения положения объекта подвижного состава до конкретного рельсового пути, что соответствует точности позиционирования (СКП) 0,33 м.​
    Третья группа - это системы обеспечения контроля путевого хозяйства и путевого строительства, которые требуют «сантиметровой/миллиметровой» точности определения местоположения. Технически это возможно только в случае совместного использования сигналов систем ГЛОНАСС/GPS/ГАЛИЛЕО с данными систем дифференциальной коррекции (дифференциальными поправками) с использованием спутниковых широкозонных или наземных локальных (региональных) дифференциальных дополнений».​
    То есть, данный приемник не удовлетворяет требования к характеристикам по второй и третьей группам.
    При этом, И.Н. Гансвинд дал определение, чем отличаются точные геодезические приемники (И.Н. Гансвинд «Измерение времени. Глобальные навигационные спутниковые системы»):​
    Утверждение, что навигационный приемник NV08C-CSM является не просто точным, а высокоточным - явный перебор.
    Однако, замечу, что пока не существует нормативного документа в котором приводилась бы следующая классификация спутниковых приемников:
    - низкоточный;
    - точный;
    - высокоточный.
    P.S. На приснопамятном совещании в Росреестре в 2012 году была сформирована совместная рабочая группа Росреестра и ГИС-Ассоциации по разработке проектов нормативно-правовой документации в сфере геодезии. Может быть мы дождемся от них документа с классификацией спутниковых приемников?
    Оффтоп
    А, так, вспомнилась одна резолюция:
    gis56461.jpg
     
    Последнее редактирование: 26 дек 2014
    stavr и sherkhan нравится это.
  19. Vladimir VV

    Vladimir VV Форумчанин

    Уважаемые форумчане! Выше была затронута тема классификации приемников. Подскажите пожалуйста, а к какому разделу науки следует отнести доклад с названием: «Алгоритмическое обеспечение высокоточного носимого спутникового навигационного приемника Shark GIS для сотрудников инфраструктурных хозяйств ОАО «РЖД»»?
    На мой взгляд он как-то связан с медициной (то-ли психология, то-ли психиатрия).
     
  20. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор Команда форума

    Вообще-то, алгоритмы чего-то используются во многих науках, соответственно алгоритмическое обеспечение, т.е. составление алгоритмов действия чего-то или кого-то, также может разрабатываться для объектов, изучаемых или применяемых в различных научных и прикладных областях. В данном случае, думаю, что анализируемый Вами доклад своей целью ставил посвящение общественности в разработку алгоритмов обработки спутниковых сигналов. Или у Вас иное мнение?
    Получилось в разрез Б.Пастернаку: "Не читал, но не осуждаю." Где, интересно, можно прочесть обсуждаемый доклад?
     
  1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление
  1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление