Найти числа: задача на еженедельном мат.конкурсе для ТРЕТЬЕКЛАССНИКА

Тема в разделе "Общение", создана пользователем chnav, 18 апр 2022.

  1. chnav

    chnav Форумчанин

    Вчера сын (3 класс) и жена не смогли решить одну задачу. Я с энтузиазмом взялся, но оказалось не так просто. Несколько раз забрасывал, т.к. читинг с Excel не прокатит, надо решить на бумажке.
    В итоге всё-таки решил. Конечно использовал калькулятор, но по итогу оказалось требуются буквально 10-12 арифметических операций.

    Дано выражение в виде
    КОТ + КТО = ТОК
    где каждая буква означает цифру. Надо найти цифры.


    PS: сегодня предстоит самое сложное - объяснить решение сыну.. "Папа за Васю решал математику" (c) Ералаш

    PPS: прошу скрывать решения под спойлер, пусть задача повисит хотя-бы неделю. Вдруг кто-то уже видел эту задачу ранее, будет неинтересно.
     
  2. Ohr

    Ohr Форумчанин

    А эксель то чем не устроил, хотя если честно я тупо руками перебрал варианты, хотя и это можно было автоматизировать.
    З.Ы. Согласен, для третьего класса крутовато, моя бы не решила.
     

    Вложения:

  3. X-Y-H

    X-Y-H Администратор Команда форума

    chnav, моя четвероклассница ответила за 2 минуты. Сказала мы такие на логике прошлом году решали

    СЕ + С + С = ЕЕ
    сел * сел = подсел
    КОКА+КОЛА=ВОДА
    СОРОК+ОДИН=ТРИСТА
    SEND+MORE=MONEY
     
    Ohr и chnav нравится это.
  4. chnav

    chnav Форумчанин

    Хотелось бы через неделю под спойлер такое решение за 2 минуты, понять бы в общих чертах что они проходили к тому времени и как решали. У сына одни пятёрки за четверть, думаю если это было в программе то он бы справился.
    Мы начальных классах мы решали ребусы, но никак не такие задачи ))) Поэтому использовать дочь четвероклассницу это не то же самое что решить самому ))
     
  5. X-Y-H

    X-Y-H Администратор Команда форума

    chnav, сказала вечером объяснит. Это говорит Логика, а не математика!
    --- Сообщения объединены, 18 апр 2022, Оригинальное время сообщения: 18 апр 2022 ---
    chnav, самому пока думать некогда
     
  6. Добрый Duck и .

    Добрый Duck и . Куратор

    Без экселя
    upload_2022-4-18_17-0-32.png
     
    igor kruchkovskiy, stout и chnav нравится это.
  7. chnav

    chnav Форумчанин

    Элеганное нестандартное решение.
    Когда разобрался в логике (стрелочка слево направо означает перебор по двум параметрам ?), то поле перебора составит:
    два варианта для T {7,9} * 10 вариантов для O (0-9) = 20 вариатов.
    Примечание: на данном этапе я не понял, почему отброшены значения T {3,5}. Они соответствуют условию "нечетное" и <= 9; в этом случае поле перебора составит 40 вариантов. Видимо пропущены промежуточные разъяснения).
    В принципе решаемо на калькуляторе и далеко не максималка, когда работа ведётся с целыми числами.

    PS: у меня получилось 4 варианта для перебора.
    несущественно (раскрыть)
    Пока объяснял сыну выяснилось, что они многое ещё не проходили, хотя подошли очень близко и ему стало "понятно" после дополнительных разъяснений. Вот только понял ли :рукалицо: )))
     
    Последнее редактирование: 18 апр 2022
  8. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор Команда форума

    Раскрыть Спойлер
    Т не может быть 7. Это Ваша ошибка.
    Только 9. Соответственно, К=4. а дальше О=5.
    Задача простая для нас, но для 3-его класса?????...
     
  9. zvezdochiot

    zvezdochiot Форумчанин

    Ты уверен, что твоё утверждение не является крайне спорным? :)))
     
  10. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор Команда форума

    В чём?
    Для нас? Так тут простая логика.
    Для 3-его класса? Если им показали, как решать такие задачки, тогда будут щёлкать. А если не показывать хотя бы на одной, тогда не догадаются, с чего начинать.
     
  11. zvezdochiot

    zvezdochiot Форумчанин

    Игнорируешь вопрос? Ну, тебе виднее... :)))
     
  12. Gambler

    Gambler Форумчанин

    Решил не без бумажки...

    Спойлер на мобиле чёт не сдюжил...
    Решение:
    Пишем в столбик, так понятней.
    Если в столбцах 2 и 3 при сумме Т и О разный результат, то Т+О=10+К (третий столбец),
    10+К+1=10+О (второй), 2*К+1=Т (первый).
    К=4, О=5, Т=9.

    *когда решал на бумажке, то О поменял на А... Сейчас мной описанное решение верно...
     
    Последнее редактирование: 18 апр 2022
    chnav нравится это.
  13. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор Команда форума

    Я не понял вопрос, потому, на всякий случай, дал 2 ответа.
     
  14. Барбатос

    Барбатос Форумчанин

    Воспользовался простым перебором
    Раскрыть Спойлер
    кот=ток.png
     
  15. igor kruchkovskiy

    igor kruchkovskiy Форумчанин

    Если посмотреть на сумму в столбик(в середину), то видно, что (O+T+1)-10=О (сумма O+T+1 должна заканчиваться на цифру О ), то есть Т=9.У нас при сложении правого столбика сумма должна быть больше 9-ти, в противном случае мы получаем повторы цифр в сумме, поэтому О+Т+1, а не просто О+Т.По идее нужно было найти остаток от деления О+Т+1 на 10, но для простоты заменяем вычитанием 10-ки, тоесть (O+T+1)-10=О.Далее помещаем девятку в нужные позиции в столбике, начинаем перебирать с правого столбца, но мы понимаем, что К+К+1=9, если посмотреть в левый столбик.Это значит, что К=4.Получается, что 9+О=14 (возвратились в правый столбец), то есть О=5.Ответ 459+495=954
     
    Последнее редактирование: 19 апр 2022
  16. chnav

    chnav Форумчанин

    Я не дошел до этой цели на мизер...
    Сумма вида OT+TO приводится к выражению 11*(О+Т). Перенос в следующий знак идёт при сумме О+Т >= 10. И вот тут я протупил, сделал перенос из второго в третий знак и упустил, что ситуация зеркальная и перенос также есть из первого во второй знак :рукалицо:
    Это было фатальное упущение и в дальнейшем привело к куче ненужных операций. Урок на будущее.
     
  17. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор Команда форума

    Понимаете, третьеклассникам просто невозможно объяснить решение в таком разрезе. Если ребёнок на такой задаче впервые сталкивается с логическими задачами, я бы объяснил логику решения в таком виде:
    1. Чему может быть равно К? Не больше 4, т.к. К+К , т.е. 100+100=200, 200+200=400, 300+300=600, 400+400=800, а дальше ТОК не будет 3-ёхзначным. Это, вроде бы, никому не нужное действие, показывает детям, что не стоит бояться таких задач, а надо использовать смекалку. Если начать сразу с О+Т, то маленькие дети не поймут почему так.
    2. Чему может быть равно О? Чтобы О+Т было равно О, надо чтобы Т было равно 0, но тогда Т+О было бы тоже равно О. Но эта сумма равна не О, а К. Детям это сложно понять, почему так. Вот здесь и надо объяснить, что Т может быть не только 0, но и 9 с переходом, через десяток.
    3. А дальше детям уже будет просто. Если Т=9, то К может быть только 4, а чтобы 9+О было равно 4, это должно быть не 4, а 14. Значит О=5.
     
    igor kruchkovskiy и chnav нравится это.
  18. igor kruchkovskiy

    igor kruchkovskiy Форумчанин

    Их сейчас иначе обучают.Моя во втором классе уже знает как решать уравнения с X-ами.Я уж не говорю про тех ребят, что олимпиады решают, знаний ещё больше, так, что поймут.
     
  19. В.Шуфотинский

    В.Шуфотинский Модератор Команда форума

    Это я знаю. Наконец закончилась шиза старой школы, когда сначала зачем-то учили малышей решать с помощью частей, а потом переучивали на иксы. Когда наши дети росли, я их задачки решал с помощью иксов, а то и игреков, а потом пытался объяснить, как это надо сложнее решить частями.
     
  20. 2Т30КП

    2Т30КП Форумчанин

    Мне в своё время тройбан влепили за то, что составил уравнение и нашёл неизвестное.
    Надо было как-то по-другому ::-ph34r.gif::
     
    В.Шуфотинский нравится это.
  1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление
  1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление