Наклоняем нивелир подъемным винтом трегера вдоль визирной оси пока не перестанет работать компенсатор.Должно быть не менее, как по 15 минут в обе стороны. Это в трети случаев.(обычно после удара компенсатор вообще не работает). Чаще всего залипает по двум причинам. 1). После нагрева на ограничителях хода маятника компенсатора осаждаются пары масла.Достаточно их промыть спиртом.Если ограничители находятся в верхней части компенсатора, то промыть легко, если в нижней - то без демонтажа компенсатора не обойтись. Поставить компенсатор обратно можно только по заранее размеченным рискам, иначе появиться перекомпенсация\недокомпенсация. 2) После ненадлежащего хранения ( не просушили после поля) в воздушном демпфере компенсатора могут появиться окислы, или, если демпфер магнитный - никелиевые лохмотья защиты магнита. Убрать то или другое можно только демонтировав компенсатор. Ставим компенсатор как и в первом случае.
Добавлю, что работа компенсатора на предмет пере/недо/компенсации проверяется также и при поперечных наклонах нивелира (теодолита, тахеометра).
Да, это так, ничё не заныкаешь на форуме , придется выкладывать --- Сообщения объединены, 15 ноя 2015, Оригинальное время сообщения: 15 ноя 2015 --- Компенсаторы теодолитов(тахеометров) проверяются одновременно на продольный и поперечный наклон. Общий принцип для электронных приборов таков: сначала тщательно горизонтируем инструмент, потом с помощью одного подъемного винта(первоначально его надо как можно точнее совместить с коллимационной плоскостью трубы) задаем по коллиматору или миллиметровке на стене (или ,наконец, использкя ВК самого прибора) угол наклона вертикальной оси инструмента 3'. А далее вращая прибор по горизонту через каждые 90 градусов следим за показаниями электронного уровня.По соответствующим осям отличие от 3' в идеале должно быть не более 3". Если ощутимо больше - то в сервис, перепрошивать коэффициенты компенсатора. С оптическими теодолитами - примерно то же, но с качестве индикатора служит отсчет по ВК. Исправляется сложно, перераспределением регулировочных грузов.
я так полагаю, что автор имел в виду, что при недокомпенсации сетка нитей нивелира будет ниже истинного горизонта, а при пере- выше :)
Всё так, просто я не заметил вторую страницу топика ;) ну ещё это более "деревенская" версия ответа :)
Ну а в моей практике такие случаи были не раз и не два. В 1981 году гнали нивелирный ход. подошли к исходному. Одна рейка на центре пункта, а для второй два колышка рядом забиты, чтобы пройти через пункт. Превышения почти одинаковые. Нивелир немецкий, с компенсатором - надежный и проверенный. Исполнитель берет отсчеты и даже не замечает, что отсчеты на колышки отличаются на 1.5 метра - залип компенсатор. Ход пришлось перегонять, а того кто стоял за инструментом я потом целую неделю материл. Друг как-то писал года 3 тому назад: на Сахалине гнали нивелирный ход. За инструментом стоял америкоз и случилась у него точно такая же фигня. Америкозы считают себя непревзойденными спецами, поэтому наших ставят на рейки. Вот тут они на нем оторвались. В общем я к чему речь веду - "Береженого бог бережет".
Оу, подскажите плж город, в котором это происходит! Очень интересно. Я немного в теме! --- Сообщения объединены, 22 апр 2016, Оригинальное время сообщения: 22 апр 2016 --- Надеюсь, мы не замешаны в этом деле?