Учтите, исправляя коллимационную ошибку методом регулировки винтами сетки нитей Вы нарушаете согласованность визирной оси и луча дальномера. Внезапно большая коллимация вызывает "смутное сомнение" в том, что прибор не роняли/били. Лучше в авторизованный сервис.
Думаю его слегка стукнули, без видимых или мало заметных повреждений. Из личного опыта: старший геодезист открутил алюминиевую дверцу шкафчика, приподнял шкаф с одной стороны, дверца упала и коснулась зрительной трубы стоявшего на письменном столе прибора, последний завалился на бок. Я после этого в спешном порядке побежал проверять место нуля и коллимацию и место нуля оказалось 1,5 градуса или минуты точно не помню. Вообщем электронно исправить не удалось, писал слишком большое место нуля. Пришлось на тот момент лететь в ГСИ из Астрахани в Москву. За что ГСИ большой поклон за оперативную и качественную работу.
Поправил коллимацию "обманув" прибор - коллимацию исправлял постепенно по 15-20". Да, подтверждаю, метод предложенный дядей Вовой действительно работоспособен. За что ему большое спасибо! исправлял уход М0 на Sokkia set3X, было где то 1'35" приемами по 10-15 сек.
Метод весьма неоднозначен. Еще пройдет для исправления МО, так как МО это всего лишь навсего отсчет, назначенный электроникой, когда визирная ось в горизонте. А вот коллимация - это физическая величина, реальная неперпендикулярность визирной оси и оси вращения трубы, и исправить ее можно только перемещением сетки нитей по горизонту. Не трогая сетку ничего путного электроникой разбросать не получится. Так, только временно восстановить работоспособность. Вообщем, сервис против! Да конечно минуты, при градусах там уже и труба не крутится, нету там где разгуляться на трубе, при таких величинах это уже корпус..
Про сетку тут уже писали - если начать её двигать смещается ось лазера и трубы. Полторы минуты эта как раз та величина которая программно и корректируется, в приборе такая возможность предусмотрена в каждом по разному обычно как раз в пределах единиц минут. После всё абсолютно нормально как на середине так и на высоких углах, абсолютно штатная методика. (имеется ввиду исправление места нуля вертикального круга) А вот полтора градуса-корректируется покупкой нового прибора скорее всего.
Уж если ушла коллимация, то независимо от нее, в результате воздействия на прибор, лазер тоже, с большой вероятностью, уйдет. Так что все равно с ним заниматься надо. А насчет корректируется - так у Сокии по коллимации это всего 20 секунд. Нищебродская методика, так, времянка, дотерпеть до СЦ. Раз несколько минут - то в приборе много еще чего наловить можно... Новый прибор приобретается когда старый сгорел в бытовке или грохнулся с 6 метров на бетон. Все остальное устраняется средним или капремонтом.
Не вижу смысла нести в сервис если нет очевидных повреждений. Такие ошибки частенько приходилось наблюдать у приборов лежавших долгое время на складе на хранении без работы. Исправление сугубо программное. Да и вообще- перед каждой работой прибор желательно бы проверять, да и в процессе тоже, что электронный что простой, никакой уверенности в том что его "вчера" не стукнули-нет. если на месте кнопками не устраняется-тогда да, в мастерскую.
Ну, вот пример из практики. SET530RK после воздействия исправили кнопками. Нормально работает прибор (геодезически все сходится). А при -5 переставал работать. Причина: компенсатор должен находится в пределах 380-420, а он был около 300. И в тепле работал - а на несильном морозе нет. И таких примеров можно-о-о...
После воздействия чем? Бульдозером, медведем, бревном? Воздействия бывают разные... Хорошо, сервис так сервис раз так уж рекламируете данную службу. Тогда вопрос-каким образом в вашем сервисе осуществляется проверка дальномеров у тахеометра? Корректность углов можно проверить на любом подоконнике или уж на штативе если больше негде. С дальномером ситуация сложнее, хотя я встречал геодезистов искренне верящих что если они засекутся по трём точкам то дальномер не врёт гарантировано.
Во всех сервисах дальномер проверяют только методом сличения, а углы на коллиматоре. Никаких секретов. Не обязательно воздействие. В сервис попадают и вполне исправные приборы, когда что-то не бьется и надо вычленить причину: прибор, методика или исходные данные.
В сервис обязательно. Главное чтобы он был доступен. А если геодезист в командировке, куда "только вертолётом можно долететь"?
Сличения с чем? Вот очень хочется узнать. А то приходилось видеть довольно оригинальные авторские методики проверки.... Видимо прилетят сервисмены с коллиматором на место работ.